Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:06, 05 марта 2025
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 1902

Получить удовольствие от математики

Получить удовольствие от математики Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Как я принимал участие в акции «Сдаём вместе. День сдачи ЕГЭ родителями»

12 февраля 2025 года в девятый раз стартовала Всероссийская акция «Сдаём вместе. День сдачи ЕГЭ родителями», которая проводится по инициативе Рособрнадзора. Старт акции дал заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский. Это происходило в московской школе №2107, где был организован экзаменационный пункт для родителей.

Игорь Круглинский при этом сказал: 

«Важно не только то, с каким интеллектуальным багажом выпускник подходит к важной в его жизни экзаменационной процедуре, но и с каким эмоциональным настроем он приходит на экзамен. И здесь нельзя недооценивать роль семьи, родителей, которые влияют на ту атмосферу, в которой дети готовятся к экзаменам. Понимая это, мы предложили родителям самим попробовать пройти через экзаменационную процедуру, снять лишние страхи, чтобы сформировать более позитивное отношение к экзамену и транслировать его своим детям. Эта акция очень востребована, ежегодно в ней участвуют порядка 100 тысяч родителей». 

Заслуживает внимания тот факт, что в ходе проведения акции экзаменационный пункт посетила делегация Министерства просвещения Объединённых Арабских Эмиратов, прибывшая в нашу страну с целью изучения российского опыта организации школьного образования и системы государственной итоговой аттестации.

Министр просвещения ОАЭ Сара бинт Юсеф Аль-Амири и её коллеги также смогли вживую увидеть, как организована процедура ЕГЭ. Гостям рассказали, как проводится экзамен, кто задействован в его организации, какие меры принимаются для обеспечения объективности ЕГЭ, как применяется искусственный интеллект для выявления нарушений, какие задания используются в контрольных измерительных материалах, кто их составляет и кто проверяет ответы. Министр проявила живой интерес к ЕГЭ. Представители Рособрнадзора и Московского центра оценки качества образования дали необходимые пояснения и ответили на вопросы арабских гостей. 

19 февраля акция была проведена в Белгороде на базе общеобразовательного Центра образования № 1, после чего эстафету подхватили все муниципальные образования. В день акции родители получают возможность поменяться местами со своими детьми и от начала до конца познакомиться с процедурой ЕГЭ, ощутить её от прохода в экзаменационный пункт до получения результатов.

В ходе мероприятия каждый родитель имел возможность увидеть, как проходит регистрация на ЕГЭ и организуется рассадка участников в аудиториях, как организованы рабочие места участников ЕГЭ, как осуществляется контроль за объективностью проведения ЕГЭ, как проводится инструктаж участников перед началом экзамена, как происходит печать контрольных измерительных материалов в пункте проведения экзаменов.
 

В этом году родителям предложено написать пробный ЕГЭ по базовой математике. Самое главное в том, что родители получают в полной мере представление об экзаменационных заданиях. Математику многие считают трудным предметом, поэтому несложно предположить, что организаторы акции не случайно предложили для сдачи именно этот предмет, чтобы дать родителям возможность убедиться на самом деле, что это не совсем так. 

За прошедшие девять лет родители сдавали ЕГЭ по разным предметам: и по русскому языку, и по истории, и по математике базовой. По роду своей деятельности моё участие в этой акции ежегодное. Русский язык – это моя специальность. На этот экзамен всегда шёл с настроем не подвести самого себя, не подвести своих вузовских преподавателей, не подвести своих учеников, от которых, будучи учителем, всегда ожидал высоких результатов, и они, к радости, были.

На экзамене по русскому языку моё стремление всегда было продемонстрировать максимум. На экзамен по истории шёл с другими мыслями, с другой внутренней установкой: историю России, своей Родины не знать нельзя, это однозначно непростительно. Математику базовую в этом году сдавал во второй раз. Если в первый раз мне была присуща какая‑то напряжённость, то на этот раз решил по‑другому. В школе я учился хорошо, математика поддавалась, но на протяжении жизни математика у меня не была в активе, я после школы ею серьёзно не пользовался, разве что когда нужно было в чём‑то помочь своим детям. На этот раз я захотел ощутить, так сказать, кайф от мыслительного процесса, не смотреть на время, быть вообще вне времени, расслабиться и просто насладиться математическими заданиями и их решением. 
 

Получить удовольствие от математики - Изображение Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области

В Центре образования № 1 процедуру организовали по‑настоящему. Паспортный контроль, металлодетектор, видеонаблюдение. Чуть было не забыл взять с собой паспорт, хорошо, что вовремя вспомнил, а так бы в ППЭ не пропустили.

Пока ожидали начала экзамена, с нами, взрослыми участниками, по душам беседовала организатор в аудитории, которая много лет задействована на ЕГЭ. Беседа получилась очень полезной в том плане, что она доходчиво, доброжелательно объяснила родителям, что никто не имеет намерения завалить выпускника на экзамене, что в себе никогда не надо сомневаться.

Рассадка в аудитории по одному, причём в шахматном порядке, бланки распечатываются в присутствии участников экзамена прямо в аудитории, инструктаж от организаторов, чёткий, понятный.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами, допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком, записи в котором, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. На экзамен родителям, как и школьникам, отводится три часа, но, конечно, выйти можно и раньше. Три часа никому не потребовались, спустя 30 – 35 минут практически все вышли из аудитории.

Экзаменационная работа включала в себя 21 задание. Абсолютное большинство задач и примеров оказалось под силу. Считаю необходимым отметить, что в самих контрольных измерительных материалах имеются справочные материалы, а именно: «Таблица квадратов целых чисел от 0 до 99», «Формулы сокращённого умножения», «Свойства арифметического квадратного корня», «Степень и алгоритм», «Площади фигур», «Площади поверхностей и объёмы тел», «Средняя линия треугольника и трапеции», «Теорема Пифагора», «Правильный треугольник», «Длина окружности», «Площадь круга», «Функции», «Тригонометрические функции» и другие. Наличие справочных материалов – это здорово, в любой момент к ним можно обратиться, если что‑то вдруг выскользнуло из головы, они способны натолкнуть на мысль, определённо помочь, вселить уверенность и как‑то успокоить.

Прибегать к помощи шпаргалок и других запрещённых на экзамене средств никто из участников ЕГЭ для родителей не пытался.

Получить удовольствие от математики - Изображение Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области

Интересны задания. Несколько из них запомнил:

«Теплоход рассчитан на 710 пассажиров и 35 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 60 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?»;

«В фирме такси в наличии 15 легковых автомобилей: 3 из них чёрного цвета с жёлтыми надписями на боках, остальные – жёлтого цвета с чёрными надписями. Найдите вероятность того, что на случайный вызов приедет машина жёлтого цвета с чёрными надписями»;

«В городе 70000 жителей, причём 25% — это пенсионеры. Сколько пенсионеров в этом городе?»

Спокойно и быстро справился с заданиями, связанными с площадями и объёмами различных фигур, нахождением значения выражения, не вызвали трудности задачи на скорость. Выйдя с экзамена, дал себе установку повторить графики функций и характеристики этих функций, неравенства, логарифмы.

Экзамен позволил сделать вывод о том, как меня хорошо учили в школе, что даже спустя 50 лет после её окончания я легко справился с большинством заданий, какой у меня сильный был учитель математики, это Василий Васильевич Медведев, учивший в Ольшанской средней школе с 5 по 10 класс.

В экзамене много практико-ориентированных заданий, связанных с разными жизненными ситуациями. Знаний, которые выпускники получают у своего школьного учителя, вполне достаточно, чтобы справиться с такими задачами. Ценно то, что это увидели родители и, должно быть, поняли, что такие задачи их детям точно по плечу. 

По завершении экзамена состоялась встреча с родителями, они активно стали задавать интересующие вопросы, делиться впечатлениями о ЕГЭ и процедуре экзамена.

Одна из присутствующих мам, пребывая в определённой тревоге, сказала:

«Сейчас все обсуждают отмену ЕГЭ, а мне кажется, что не надо возвращаться к той системе, по которой я выпускалась из школы. Сдавать экзамены в каждый вуз очень сложно, учитывая, что у каждого университета будут свои требования, своя специфика. С ЕГЭ надёжнее, справедливее и объективнее. Именно ЕГЭ дал нашим детям возможность учиться в престижных столичных вузах».

Практически все родители её поддержали, причём довольно громко и шумно. 
 

Получить удовольствие от математики - Изображение Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области

Родители задавали такие вопросы:

«Зачем при подаче заявления на участие в ГИА необходимо указывать номер СНИЛС?»;

«До какой даты ребёнку можно поменять экзамен по выбору?»;

«Если ребёнок заболел в день экзамена, как поступать? Что делать, если ребёнку станет плохо во время экзамена?»;

«Сколько раз во время экзамена можно выходить из аудитории?»;

«Дети подали заявления на сдачу предметов по выбору в 11-м классе. Если они захотят отказаться от экзамена, как это правильно сделать?»;

«Планируется ли деление на ЕГЭ на базовый и профильный уровни по другим предметам, кроме математики?»;

«Почему для уменьшения стресса у детей нельзя проводить экзамены в своих школах?»;

«Дети с сахарным диабетом будут сдавать ГИА. Можно ли использовать на экзамене мобильный телефон для мониторинга глюкозы в крови?».

На все вопросы родители получили полные, исчерпывающие ответы.

Вообще, если честно, особого волнения у родителей не заметил. Но всем им было интересно. Со слов родителей, никто специально не готовился, однако почти все за пару дней до акции пробежались по демоверсиям на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в основном родители надеялись на те знания, что остались от школы.

Для проведения ЕГЭ на территории города Белгорода определены 11 ППЭ. Утверждены также резервные схемы проведения экзаменов на территории других муниципалитетов. В прошлом году был отработан алгоритм действий в ППЭ в случае объявления ракетной опасности или атаки БПЛА. Данный алгоритм остаётся в силе и на этот год. 

После встречи подошла одна мама и говорит:

«Февраль – это как раз то самое время, заметила по дочери, когда на выпускников накатывает сильное волнение, то времени им не хватает, то паника даже начинается, что ничего, мол, не знают, что страшно, что завалят экзамены. Очень важно в этот момент помочь, поддержать, успокоить. У нас в школе хороший психолог, проводит с ребятами групповые тренинги, рассказывает, как привести свои чувства в норму, как избежать негативных эмоций, как воспитывать в себе уверенность, даже показывает приёмы дыхательной гимнастики. Мы видим, что это работает, дети приходят в себя и начинают просто активно учиться и готовиться». 

Получить удовольствие от математики - Изображение Фото: пресс-служба министерства образования Белгородской области

Завершить хочу словами одного из отцов. Он подчеркнул:

«В целом для базового уровня всё нормально, всё понятно, всё решаемо. Тот, кто учился, старался, не отлынивал, точно напишет».

Другие родители, принимавшие участие в экзамене, его поддержали.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×