Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 13 ноября 2024
 875

Видеть сердцем

13 ноября — Международный день слепых

К сожалению, есть люди, которые лишены возможности видеть, тогда как глаза — один из самых важных органов чувств человека. Как утверждает статистика, каждые пять минут один человек в мире теряет зрение. Согласно информации Международного агентства по профилактике слепоты, сегодня примерно 284 миллиона жителей Земли имеют нарушения зрения разной степени тяжести. Статистика показывает, что 39 миллионов из них тотально слепые, а 19 миллионов — дети-инвалиды по зрению. В России ситуация следующая: слепых и слабовидящих людей более 5,9 миллиона, ежегодно 4 % детей в стране рождаются с ограничениями по зрению.

13 ноября ежегодно отмечается Международный день слепых. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Она приурочена к дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих, первого изобретателя рельефного шрифта, и призвана обратить внимание на проблемы людей с полной или частичной потерей зрения, которым тяжело адаптироваться и найти себя в современном мире. 

Думается, что в этот день необходимо вспомнить все те добрые и масштабные дела, которые совершил Валентин Гаюи.

Он родился в 1745 году на севере Франции, в городке под названием Сен-Жю-ан-Шоссе, в семье небогатого крестьянина-ткача. Мальчику легко давались иностранные языки. Он без особого труда окончил один из парижских вузов и поступил переводчиком в министерство иностранных дел. Он знал несколько европейских языков, несколько восточных и даже три мёртвых – древнееврейский, древнегреческий и латынь. 

Но на сороковом году жизни в биографии Гаюи произошёл неожиданный поворот. На одной из многочисленных ярмарок Валентин увидел, как его якобы просвещённые соотечественники издеваются над слепыми. Их за какие‑то французские гроши заставляли играть на расстроенных музыкальных инструментах и по перевёрнутым нотам. А на лица им надели громадные картонные очки.

Тогда же ему повстречалась вполне преуспевающая незрячая пианистка-виртуоз. Гаюи, случайно оказавшись на её концерте, изумился — каких же вершин мастерства может достичь слепой. Это была Мария Терезия фон Парадис, композитор и исполнитель из Австрии. Как раз в то время она совершала европейское турне, в которое входил и Париж. Гаюи писал, что сблизился со знаменитой артисткой с целью педагогической: проследить на этой талантливой личности процесс умственного и музыкального развития слепой от рождения. На самом деле Мария Терезия потеряла зрение в четыре года. Но Гаюи решил, что это не принципиально. Вскоре ему на церковной паперти попадается слепой мальчик Франсуа де Лезюер. И Гаюи на собственные средства открывает училище для незрячих и слабовидящих, Франсуа становится его первым учеником. Валентин оставляет службу в министерстве, и в 1784 году организовал в собственном доме «Мастерскую трудящихся слепых». И сам же начал в ней преподавать, причём без всякой материальной поддержки со стороны. Это было первое учебное учреждение для незрячих, причём не только во Франции, но и в мире.

Вскоре Гаюи набрал дюжину слепых детей, все они были бездомными и фактически обречены на смерть. Более того, он изобрёл для них специальный рельефно-линейный шрифт «унциал», принцип которого возник после случая, когда Гаюи подал слепому нищему монету, а тот сразу же назвал её достоинство, всё определив наощупь. Шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. В настоящее время этот шрифт считается предшественником брайлевского. Им пользовались вплоть до 1829 года, именно в этом году француз Луи Брайль, воспитанник Парижского национального института для слепых детей, разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира. 
 

Видеть сердцем - Изображение Фото: архив Белгородской государственной библиотеки для слепых имени В. Я. Ерошенко

Кстати, не так давно, 4 ноября 2018 года, появился ещё один важный праздник — Всемирный день азбуки Брайля. Он был учреждён резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) с целью повышения осведомлённости людей о значении этого изобретения, играющего важную роль в реализации прав слепых и слабовидящих людей. Впервые праздник отметили в 2019 году.

Интересно, что изначально шрифт Брайля был военной разработкой, придуманной по заказу французского императора Наполеона. Проект поручили военному криптографу Шарлю Барбье, который придумал «ночную азбуку», чтобы с её помощью солдаты могли обмениваться сообщениями в темноте, не издавая при этом ни звука. Но из‑за сложности её так и не использовали. Тогда за дело взялся тифлопедагог Луи Брайль, который вместо двенадцати точек придумал систему кодирования символа из шести точек, значительно упростив систему рельефной печати. 

Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи. Первые экземпляры книг, набранных рельефно-линейным шрифтом, были изданы всё в том же доме Валентина Гаюи, в типографии, созданной на его собственные деньги. Педагог постоянно говорил о необходимости чтения для слепого, без которого в уме незрячего только беспорядочная груда смутных понятий и представлений.

Со временем училищу начало помогать одно французское благотворительное общество. Впоследствии уже сам Людовик XVI, вдохновлённый успехом Гаюи, открывает училище на 30 человек. Вскоре число воспитанников превышает сотню, а деньги идут из казны. Но Великая французская революция привела к прекращению финансирования училища, оставив Гаюи наедине с проблемами.

Слава об удивительном педагоге долетела до России. Шёл 1803 год. Император Александр I, только-только взошедший на престол, имеющий самые добрые намерения, желающий привести страну к процветанию, приглашает Гаюи в Петербург, чтобы обустроить солидное училище для слепых и слабовидящих. Валентину очень дорого всё то, что он создал в своём Париже, но денег всё меньше и меньше. А в России можно развернуться в полный рост, так как обещано надёжное государственное финансирование, поддержка самого царя. Гаюи колеблется, но в результате принимает приглашение. Оставив парижскую школу на попечение собственных учеников и взяв с собой помощника, тоже слепого, тифлопедагог отправляется в Россию. С ним едут рельефные книги, ноты, географические карты и глобусы, а также необходимое типографское оборудование. Он уже не молод, седьмой десяток. Зато Гаюи полон сил и стремлений. Он набирает штат преподавателей — таких же благородных и прекраснодушных. Набрав, рапортует об этом в министерство народного просвещения. И получает неожиданный ответ: «В России нет слепых детей».

И началось всё то же самое, что и на родине. Только теперь в чужой стране. Педагог отправляется в привычное путешествие по приютам и прочим местам, где можно встретить несчастных. Вопреки утверждению министерских чиновников, ученики нашлись довольно быстро. Первое время Гаюи не только обучал их сам, но и кормил на собственные деньги. Фактически они находились на полном иждивении Валентина. В 1807 году царь, наконец, утверждает штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского Института рабочих слепых. Причём если «Мастерская трудящихся слепых» была первым образовательным учреждением для незрячих в мире, то Санкт-Петербургский Институт рабочих слепых первым таким учреждением в России. В новом институте могли обучаться исключительно мужчины. Но Валентин, рискуя, принимал и женщин. В 1808 году в институт Гаюи явилась с проверкой комиссия. Впечатление осталось весьма положительным: слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам: плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу. В институте воспитанники, несмотря на отсутствие зрения, становились самостоятельными и уважаемыми людьми с хорошей профессией и внятными перспективами. В противном случае оставалось валяться пьяному в грязи у входа в церковь или скитаться по ярмаркам и скулить там надрывные песни.

11 лет провёл Гаюи в Петербурге, хлебнув, что называется, сполна, без устали трудясь на пользу слепцов, недополучая своего жалованья, терпя всевозможные притеснения от чиновничества и, в частности, от своего же помощника — пьяницы Бушуева, писавшего доносы на своего руководителя. Валентин Гаюи руководил своим Санкт-Петербургским детищем до 1816 года, пережил вторжение в Россию войск собственной страны. А в 72-летнем возрасте оставил дела и вернулся в Париж, причём с наградой — орденом Святого Владимира 4-й степени, полученным от русского царя «За ревностное усердие». 

Перед отъездом Гаюи издал очерк «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». В нём педагог изложил основные принципы воспитания и обучения слепых.

Первое правило было таким:

«Необходимо дать возможность всем слепым заниматься трудом, избавив их от опасного и тяжёлого бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и пороков».

И дальше – раскрытие темы. Труд должен приносить реальную пользу обществу. И, разумеется, достойно оплачиваться. Следует всячески развивать институт поводырей, в первую очередь за счёт благотворительности. Каждый незрячий должен при желании иметь возможность заниматься науками и искусствами. Для этого необходимо иметь большое количество книг и учебных пособий. Но нельзя забывать и о радостях, об удовольствиях, об утешении. Деятельность трудолюбивых слепых нужно приводить в пример зрячим. 

Гаюи умер в 1822 году в Париже, в бедности и всеми позабытый. По злой иронии судьбы великий тифлопедагог незадолго до смерти ослеп. На его могиле установлен скромный гранитный памятник. Деньги на памятник собрали ученики Гаюи — слепые музыканты и ремесленники. Его шрифт был вытеснен более удобным шрифтом Брайля. Основанный им Институт рабочих слепых передали в ведение Императорского человеколюбивого общества, и он превратился в обычную богадельню. Очерк «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых» актуален до сих пор. 

В настоящее время защитой прав и интересов, поддержкой инвалидов по зрению в России занимается Всероссийское общество слепых (ВОС), основанное в 1925 году. С советских времён его девиз «Равные права — равные возможности» ничуть не изменился. В 2008 году утверждён гимн ВОС:

Мы любимой Родине верны!
В нашей дружбе и единстве сила!
Мы своей судьбой закалены,
Твёрдость духа нас объединила!
В жизни нет для нас дорог простых,
Но к вершинам мы всегда стремимся!
Всероссийским обществом слепых
Мы с любовью искренне гордимся!

ПРИПЕВ:
Мы живём семьёй одной,
Чтоб дерзать и не сдаваться,
Видеть сердцем мир земной
И рукою звёзд касаться!
Мы живём семьёй одной,
Чтоб дерзать и не сдаваться,
Видеть сердцем мир земной
И рукою звёзд касаться!

Взяв друг друга за руки, идём
Мы в цеха, спортзалы и на сцену
И к победам бережно ведём
За собой талантливую смену.
Наше знамя высоко несём
И сердца охвачены волненьем!
Счастье сами создаём трудом
И готовы к новым достиженьям!

ПРИПЕВ:
Мы живём семьёй одной,
Чтоб дерзать и не сдаваться,
Видеть сердцем мир земной
И рукою звёзд касаться!
Мы живём семьёй одной,
Чтоб дерзать и не сдаваться,
Чтобы светлая мечта
За собою нас вела!

Президентом ВОС в настоящее время является Владимир Сипкин. ВОС имеет своё Интернет-радио, оно освещает важнейшие для незрячих людей события в культурной и социальной сферах страны. На официальном сайте ВОС также опубликован список предприятий и организаций, которые нанимают слабовидящих и незрячих россиян на работу.

Государство создаёт доступную, безбарьерную среду для таких людей: приспосабливает под их нужды общественные места, музеи, парки, заповедники, устанавливает таблички со шрифтом Брайля, оборудует специальные спортивные и детские площадки, места отдыха. Кроме того, создаются условия для получения доступного и качественного образования: многие учебные заведения в стране предоставляют инвалидам по зрению возможность обучения, в Белгородской области в Валуйках существует общеобразовательная школа для слепых и слабовидящих детей. 
Видеть сердцем - Изображение Фото: архив Белгородской государственной библиотеки для слепых имени В. Я. Ерошенко

Во многих странах мира в Международный день слепых проводятся мероприятия, цель которых — привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, напомнить также об их успехах и достижениях в самых разных областях. Отдельного внимания заслуживают ежемесячные периодические издания для слепых: журнал «Наша жизнь» и звуковой журнал «Диалог». В рамках ВОС с 1967 года в Москве действует театр «Внутреннее зрение», в котором играют незрячие и слабовидящие актёры. Свои роли они учат по азбуке Брайля и аудиокассетам, а на сцене ориентируются по звуку шагов партнёров и их голосам. На репетициях им помогают зрячие коллеги, чтобы всё выглядело максимально естественно. 

В московском метро специально для слепых подбирают голоса дикторов. В направлении от центра города станции объявляются женским голосом, а в центр — мужским. По кольцевой определить направление движения также можно по голосам. Если слепой пассажир слышит мужской голос, то он едет по часовой стрелке, а если звучит женский голос, то состав движется против часовой стрелки. 

Важную роль в жизни сообщества незрячих в России играет Российская государственная библиотека для слепых и созданный при ней Центр оперативной брайлевской печати. В некоторых кинотеатрах есть специальное оборудование, помогающее незрячим услышать и почувствовать кино, открываются рестораны, в которых гостей обслуживают незрячие официанты, театры, показывающие спектакли в исполнении незрячих актёров. 

Сколько раз, бывая в Москве, Санкт-Петербурге, видел такую картину: специально обученная собака помогает незрячим и слабовидящим людям передвигаться вне помещений и избегать препятствий. Это собака-поводырь, есть и другое название: собака-проводник. По сути это глаза незрячего человека. Чаще всего собаками-проводниками становятся лабрадоры, золотистые ретриверы или их помеси, а также пудели, реже — немецкие овчарки. Последние использовались гораздо чаще в прежние годы, но покладистый и миролюбивый характер лабрадоров и ретриверов отодвинул немецких овчарок на второй план. В России существуют центры по подготовке собак-поводырей.

Среди слепых можно назвать немало знаменитых людей, которые своими действиями смогли изменить тот мир, который они не могли видеть. Их физические особенности не стали препятствием для поиска себя, борьбы за те человеческие ценности, которыми мы по праву гордимся. Это древнегреческий поэт Гомер, Святая Матрона Московская, создатель рельефно-точечного шрифта Луи Брайль, английский математик Николас Сондерсон, американский музыкант и композитор Стиви Уандер, итальянский тенор Андреа Бочелли, российская певица Диана Гурцкая. Не от рождения были слепыми: итальянский ученый и философ Галилео Галилей, американский издатель и журналист Джозеф Пулитцер, русский математик Николай Лобачевский. Слепота не помешала американскому атлету Эрику Вайхенмайеру покорить Эверест и стать единственным альпинистом в команде из 150 человек, выполнившим программу «Семь вершин», включающую покорение самых высоких вершин. Кроме того, он летал на параплане, ездил на велосипеде, прыгал с парашютом, занимался дайвингом, катался на лыжах и справлялся с бурным речным течением на каяке. Он жил полноценной жизнью и много путешествовал. 
 

Видеть сердцем - Изображение Фото: архив Белгородской государственной библиотеки для слепых имени В. Я. Ерошенко

Очень поучительна изучаемая в школе повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант», рассказывающая про жизнь мальчика Пети Попельского, который родился слепым и не может получить ту радость, что получает ребёнок, видящий мир. Но природа его наделила даром музыки, и он вместе с дядей Максимом углубляется в мир музыки. Через время он знакомится с Эвелиной, девочкой, которая впоследствии стала его женой. В финале повести Пётр, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть учит жизненной стойкости, оптимизму и преданности, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Она наполнена особым лиризмом и философским смыслом. Это трогательное повествование о доброте, любви и сострадании, которые так необходимы незрячему человеку.

Мне лично в своей жизни тоже пришлось иметь дело с незрячими людьми. Отдыхая в сочинском санатории «Москва», я ощутил волшебные руки слепого массажиста. О том, что массажист не видит, узнал от людей спустя несколько сеансов. Ориентировался‑то он в рабочем кабинете без проблем. Его небольшому кабинету была присуща атмосфера тишины и спокойствия. Это был профессионал высочайшего класса, «добрый доктор Айболит». У меня тогда сильно болела спина, с этой проблемой он великолепно и уверенно справился и избавил меня от боли на довольно длительное время.

Когда я учился в Ольшанской средней школе в 60-е годы прошлого века, то у нас был предмет «Пение». В школе мы много пели, это нам нравилось. Уроки пения вёл Николай Фёдорович Пожиганов, слепой учитель, потерявший зрение в Великую Отечественную войну. В школу каждое утро его приводила сестра. Он красиво играл на баяне, красиво пел, этой красотой увлекал нас, школьников. 45 минут мы с удовольствием пели – всем классом, группами, поодиночке. Мы охотно занимались в школьном хоре, принимали участие в районных смотрах, выступали с концертами перед жителями села, перед тружениками ферм и мастерских. Песни, разученные с Николаем Фёдоровичем, остались с нами и сопровождают по жизни. 

Рассказывая о Николае Фёдоровиче, вспомнил публикацию о Михаиле Ивановиче Суворове (1930 – 1998), авторе 16 поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины он потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: «Красная гвоздика», «Поют девчонки о любви», «Не грусти» и др. Более 30 лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно-заочной школе рабочей молодёжи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации. 

Приведённые истории, конечно, восхищают. Герои этих историй стали выше своей болезни и смогли наладить полноценную жизнь. В большинстве случаев незрячим, конечно, помогали близкие, друзья, просто неравнодушные люди. 

Зрячим людям очень трудно представить себе жизнь слепого, те сложности, с которыми он сталкивается практически каждую минуту. Если неприспособленный зрячий человек завяжет себе глаза, чтобы представить себя на месте слепого, то окажется, что он не способен почти ни на что. Вспомните детскую игру жмурки, когда играющему завязывали глаза. Состояние беспомощности ощущалось очень отчётливо. 

Зрение — это важнейшее из чувств человека. Именно оно позволяет получать образы, картины из внешнего мира, которые человек осмысливает и затем может вспомнить или воспроизвести. Лишённый зрения человек не имеет того, к чему здоровые люди уже давно привыкли и даже не понимают, каким даром обладают. Поэтому необходимо помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. Милосердие и забота – это лучшие человеческие качества, которые надлежит воспитывать в себе с детства и проявлять на протяжении всей жизни впоследствии. 

Николай Рухленко


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×