Когда «агу» становится тревожным сигналом
Как вовремя выявить нарушения речи у ребёнка?
Правильная речь – это ключ к успеху во многих сферах жизни. В современном мире, где информация распространяется молниеносно, а общение происходит в самых разных формах, владение грамотной и выразительной речью становится всё более ценным навыком.
Именно поэтому каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок говорил красиво, чётко и ясно. Но что делать, если малыш не произносит слова, путает звуки или не понимает простые языковые инструкции? Как понять, что речь вашего ребёнка развивается нормально?
«Самое важное для родителей – вовремя заметить отклонения в развитии ребёнка. Ведь если у малыша есть речевые нарушения, это влечёт за собой трудности в коммуникации, а в жизни это самое необходимое, чем должен владеть ребенок. Чем раньше обратиться за помощью, тем эффективнее будет лечение. Предотвратить нарушения речи можно, если своевременно помочь ребёнку овладеть теми навыками, которые должны быть у него по возрасту. Именно поэтому родителям необходимо уметь замечать симптомы нарушений на ранних стадиях», – отмечает олигофренопедагог, учитель – логопед высшей категории Наталья Панфёрова.
Наталья Сергеевна рассказала, как распознать ранние симптомы речевых нарушений.
- С рождения ребёнок развивается постепенно, чаще всего каждый в своём темпе, но ступени развития у всех одинаковые. Если у ребёнка с первых месяцев начинает отставать физическое развитие, например в месяц малыш не держит головку или в два месяца не фиксирует взгляд на движущемся предмете, то, следовательно, с возрастом будет отставать и речевое развитие.
- Если у ребёнка к одному году не появились первые слова (мама, папа, баба, дед), это говорит о том, что речь уже задерживается и можно начинать искать причину. Также можно считать нарушением, если к полутора годам малыш не говорит простых фраз: дай, на и т. д.
- К двум годам ребёнок должен уметь говорить не менее 50 слов, повторять звуки и понимать простые языковые инструкции (дай, покажи). Также к двум годам ребёнок обычно уже умеет показывать свой возраст на пальчиках, откликается на своё имя и понимает обращенную к нему речь. Если этого не происходит – скорее всего, у малыша есть нарушения в развитии.
- Если к трём-четырём годам происходит сильное искажение звуков, ребенок не понимает простые вопросы, не может назвать цвета и путается в простых понятиях (высокий-низкий, большой-маленький), то уже надо бить тревогу и обращаться к специалистам.
Учитель-логопед считает: самое важное, что требуется от родителей – это терпение и желание работать с ребёнком на результат. Именно поэтому Наталья Панферова советует родителям ежедневно проводить с малышом развивающие занятия и игры в домашних условиях.
Особое внимание в раннем возрасте надо уделить физическому развитию. С ребёнком нужно делать зарядку, позволять ему повторять и осваивать различные новые телодвижения. Так же самое лучшее, что может дать родитель своему ребенку, это научить навыкам самообслуживания. Самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, собирать игрушки после игры и выполнять определённые правила, установленные семьей. Нужно научиться чётко и внятно общаться с ребёнком, не длинными предложениями, а короткими фразами, добиваясь того, чтобы малыш понимал то, что от него хотят, и давал ответную реакцию. Если все эти умения будут в порядке, то и речь сама по себе начнёт развиваться, если, конечно, нет каких‑то серьёзных нарушений в здоровье малыша.
Своевременная помощь логопеда – это залог успешного развития речи вашего ребёнка!
Полина Панфёрова