Закон необходимо понять, принять и соблюдать

-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
Вот уже четверть века действует Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Он был принят в 1999 году, 24 июня.
Абсолютно любой закон имеет свой понятийный аппарат. Пользователям необходимо хорошо в нём разбираться. Практически все понятия данного закона зафиксированы в его названии.
Кто в Российской Федерации считается несовершеннолетним? Это лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет.
Что такое безнадзорность? Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребёнком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. Здесь важно обратить внимание на поведение лиц, обязанных осуществлять надзор за ребёнком, на положение ребёнка в семье и обществе, важно курировать социальный статус ребёнка.
Понятию «безнадзорность» противоположно понятие «надзор». Как же понимается в русском языке «надзор»? Это наблюдение за кем‑либо или чем‑либо с целью охраны, контроля и т. п.
Помните, героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Лес» Раиса Павловна Гурмыжская произносит:
«Дурные наклонности укореняются с детства. Поэтому не сердись, моя милая, если за тобой будет самый строгий надзор».
Так кто же такой безнадзорный? Это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Очень важно не путать понятия «безнадзорный» и «беспризорный». Беспризорники — несовершеннолетние без дома и родителей, живущие на улице. Беспризорник болтается на улицах, потому что больше негде. Безнадзорные — тоже дети с улицы, чьи родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и финансовому обеспечению. Таким образом, принципиальная разница состоит только в наличии места жительства и родителей.
О беспризорном можно сказать, что это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Такое явление, как беспризорники, было одной из ключевых проблем России начала ⅩⅩ века. Их насчитывалось около семи миллионов. Эту проблему предстояло решить в кратчайшие сроки, потому что там, где есть беспризорность, там впоследствии появляется и преступность.
На ликвидацию массовой детской беспризорности понадобилось около 15 лет. Полностью завершённой ликвидация детской беспризорности считалась уже в середине 1930-х годов. Новый рост числа беспризорных наблюдался в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности стали экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.
В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности были названы разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей, проявления которого – это рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Другими причинами являлись криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности. Выделялась также нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.
В 2000-е годы рост числа беспризорников сменился спадом. А в марте 2023 года директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская заявила, что благодаря развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России практически не осталось беспризорных детей, сообщив при этом, что вопросы воспитания в образовательных учреждениях и взаимодействия с семьями являются ключевыми для министерства.
Среди понятий 120-го ФЗ: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».
Данные понятия до настоящего времени не восприняты педагогическим сообществом со всей ответственностью, отчётливостью и объективностью. Пугающими для педагогов и руководителей школ являются слова «социально опасное положение». Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Пока ещё не удалось добиться понимания того, что если несовершеннолетний совершает правонарушение, то он однозначно находится в социально опасном положении. И семья, в которой растёт данный несовершеннолетний, — это семья, находящаяся в социально опасном положении.
На практике не раз был свидетелем, когда директор школы, причём уважаемый, всячески сопротивлялся тому, чтобы считать семью, в которой растёт подросток, совершивший правонарушение, семьёй, находящейся в социально опасном положении. Беда в том, что этот директор к подобным семьям относит те, где родители пьют, употребляют наркотики, устраивают скандалы, драки и т. п., то есть семьи с явным неблагополучием. Но есть ещё скрытое неблагополучие, когда с виду всё прилично, а на самом деле не так.
Семьи со скрытой формой неблагополучия сегодня это особая тема. Существует много семей, которые внешне вполне респектабельны и о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребёнка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья — ребёнок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребёнка, на кого это неблагополучие воздействует.
Очень часто при внешнем благополучии в семьях происходит расхождение ценностных установок и поведения родителей с общечеловеческими моральными требованиями. Не единичны семьи, когда родители проявляют равнодушие к своим детям, не стремясь понять их, выстроить правильные отношения. Между родителями и детьми в таких семьях пропасть, бездна, родители заняты собой, а дети сами по себе. Устранение от воспитания и от общения – это две беды такой семьи. Дети здесь покинуты на произвол судьбы. В научной литературе нет чёткого определения понятия «семейное неблагополучие».
С учётом всего этого большинство учёных дают следующее определение неблагополучной семье.
Это семья с низким социальным статусом, которая не в состоянии справиться с какой‑либо из возложенных на неё функций в силу их обесценивания или игнорирования, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно, в итоге имеются явные или скрытые дефекты воспитания, нарушается морально-психологический климат, вследствие чего появляются «трудные» дети.
Ещё одно понятие 120-го Федерального закона – это «антиобщественные действия». Под этим понимаются действия несовершеннолетнего, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Очень важно разобраться в сути понятия «индивидуальная профилактическая работа». Это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Многие руководители школ, педагоги при трактовке понятия как раз упускают работу, обозначенную в первой части понятия, то есть по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Они считают, что необходимость в осуществлении индивидуальной профилактической работы возникает тогда, когда несовершеннолетним совершено правонарушение или антиобщественные действия.
Понятие чётко ориентирует, что индивидуальная профилактическая работа должна быть направлена не только на несовершеннолетних, но и на их семьи. Не может быть одно без другого, это единое целое.
Есть ещё одно понятие в Законе – «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Из этого следует, что абсолютно в каждой школе должна быть выстроена система по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а индивидуальная профилактическая работа является неотъемлемой её частью.
Как‑то в ходе встречи с директорами белгородских школ, которую довелось вести и на которой происходил анализ чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних, задал присутствующим вопрос: «Скажите, пожалуйста, у кого в школах есть безнадзорные?» Последовала, прямо скажем, испуганная реакция участников мероприятия и ответ, что нет таких обучающихся. Продолжая разговор, прошу обратиться к толкованию понятия «безнадзорный». Стали читать, анализировать, вижу, что задумались, с ответом об отсутствии безнадзорных, оказывается, поторопились, стали приводить примеры, что в этой семье контроль за поведением сына отсутствует со стороны матери полностью, хорошо, что отец хоть как‑то ещё уделяет внимание сыну, а в другой семье дочь растёт сама по себе, ни отцу, ни матери нет до неё дела, благо что бабушка интересуется учёбой внучки, а в третьей семье ребёнок ходит вечно грязный, необстиранный, неухоженный и т. д. В итоге пришли к выводу, что безнадзорности и безнадзорных ещё хватает и что в этом плане требуется большая работа.
При осуществлении работы по 120-му Федеральному закону логично обращение ещё к одному понятию, но из другого закона, а именно из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», принятого в 1998 году. Это – «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Ими считаются:
— дети-сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды;
— дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
— дети — жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
— дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
— дети — жертвы насилия;
— дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
— дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
— дети, проживающие в малоимущих семьях;
— дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую пополняют ряды безнадзорных и беспризорных.
Компетенции органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определены 14-й статьёй 120-го ФЗ. В компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входит оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
Что означает «несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении»?
Выделяют следующие типы нарушений психического развития: общее психическое недоразвитие, задержанное / повреждённое / дефицитарное / искажённое / дисгармоничное психическое развитие. К детям с отклонениями в развитии относят: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), множественными нарушениями.
На сегодняшний день к негативным формам девиантного поведения часто относят: токсикоманию, игроманию, нанесение самоповреждений, самоубийство, приставание, сексуальные домогательства, инцест, педофилию, зоофилию, непристойное поведение, эксгибиционизм, проституцию, некрофилию, наркоманию, хамство, агрессивное вождение, хулиганство, вандализм, общеуголовную преступность, терроризм, экстремизм и др.
Существует так называемая позитивная девиация, это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняющееся от общепринятых норм, например: аскетизм, обострённое чувство жалости, чрезмерная щедрость или чрезмерная добродетельность и т. п.
Начнём с того, что несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимо поставить на внутришкольный профилактический учёт. Обязательным звеном в работе с ними является проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики. Причём от качественного и ответственного проведения диагностики во многом зависит успешность дальнейшей работы. Чем раньше будут выявлены нарушения развития у обучающихся, определены их причины и характер, тем эффективнее будут дальнейшие действия.
Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса. Она направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего, социально-психологических характеристик учебного коллектива с целью оптимизации процессов обучения, воспитания и развития.
Объектом диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагоги, одноклассники, используемые педагогические средства, действенность применяемых форм.
На результатах диагностики базируются:
— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
— разработка индивидуальных программ развития и обучения;
— разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних;
— привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
— разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся, имеющих отклонения в поведении, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ, и регулирование ситуации в пользу ученика.
Следующая компетенция учреждений общего образования — это выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
В этом плане требуется кропотливая, постоянная, ежедневная работа. В каждой школе должна быть разработана система ежедневного учёта детей, не пришедших на учебные занятия, с выяснением причин отсутствия и принятием оперативных мер по его возвращению. Сразу же, как только будет выявлен несовершеннолетний, не посещающий образовательное учреждение, необходимо об этом проинформировать управление образования. Хорошо, если управление образования обеспечит единообразное представление информации, для этого лучше всего установить её образец. В перечень мероприятий по реализации данной компетенции входит также ежемесячное направление в управление образования сведений о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия, с информацией о принятых общеобразовательным учреждением мерах.
Важными мерами являются:
— обеспечение максимального (100 %) охвата детей дополнительным образованием;
— разработка и реализация мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;
— организация деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
Причём эти меры не работают поодиночке, приносит эффект только комплексный подход.
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей – это очередная компетенция, наполнение которой предусматривает:
— организацию рейдовых мероприятий по микрорайону школы (необходимо не упустить ни одного ребёнка школьного возраста, подлежащего обучению, важно знать условия, в которых дети проживают);
— организацию посещений семей «группы риска», семей, находящихся в социально опасном положении (посещение семей отражается в актах обследования жилищных условий, при необходимости школа осуществляет подготовку документов для оформления ребёнка в государственное учреждение или под опеку, очень важно, чтобы действия по принятию необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения были своевременными);
— организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;
— создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
— привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родительских комитетов, советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;
- организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавших образовательное учреждение.
Требуется, конечно, обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в поле зрения должна быть организация их питания.
Очень важно, чтобы при оценивании социально опасного положения несовершеннолетних на всей территории области применялись единые критерии. Возникает вопрос: какое поведение родителей (законных представителей) оказывает отрицательное влияние на несовершеннолетних?
Это имеет место, если:
— несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, предусмотренные семейным законодательством;
— родители (законные представители) лишают несовершеннолетнего жизненно необходимых условий;
— не обеспечивают надлежащие условия проживания, соблюдение гигиенических норм;
— не обеспечивают потребности несовершеннолетнего в питании, обеспечении одеждой и другими принадлежностями;
— не заботятся о физическом, психическом, нравственном здоровье несовершеннолетнего;
— уклоняются от выполнения обязанностей по обучению несовершеннолетнего (отсутствие контроля, незаинтересованность в результатах обучения);
— проявляют безразличие к ребенку, совместно с ним не проживают;
— ребёнок занимается попрошайничеством, увлекается азартными играми, другими несвойственными подросткам видами деятельности;
— родители вовлекают несовершеннолетнего в преступную, антиобщественную деятельность;
— родители используют имущество, принадлежащее несовершеннолетнему, в других интересах;
— родители нарушают права ребёнка на получение государственных социальных, пенсионных гарантий (пенсий, пособий, льгот, выплат);
— родители нарушают права несовершеннолетнего на своевременное документирование (свидетельство о рождении, паспорт), на регистрацию по месту жительства;
— родители препятствуют реализации прав несовершеннолетнего на получение образования;
— родители злоупотребляют спиртными напитками, страдают другими видами зависимостей;
— оставляют без помощи в ситуации, угрожающей жизни или здоровью несовершеннолетнего.
К признакам жестокого обращения с несовершеннолетним в семье относят: физическое насилие (доставление физических страданий, применение боли (нанесение побоев, ушибов, ран), действия, влекущие ухудшение здоровья ребенка (оставление без пищи, питья, уменьшение норм питания); содержание в помещениях, не приспособленных для пребывания детей, лишение прогулок; психическое насилие (запугивание, оскорбление, унижение человеческого достоинства, употребление в адрес ребёнка нецензурных, циничных, оскорбительных слов, кличек, лишение общения); сексуальное насилие, развращение.
Какие формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, существуют и приносят положительные результаты? Это: обследование жилищно-бытовых условий, диагностика особенностей внутрисемейных отношений, постановка родителей на профилактический учёт и организация с ними профилактической работы (разъяснение об административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, профилактические беседы, контроль по месту жительства), мотивация родителей на трудоустройство, содействие в трудоустройстве, направление родителей на консультирование к психологу, помещение несовершеннолетнего в центр для реабилитации, проведение медицинских, педагогических, психологических, реабилитационных мероприятий по возвращению ребенка в образовательное учреждение, разработка и реализация программы педагогического сопровождения по получению образования несовершеннолетним, в случае необходимости оказание помощи в оформлении социальных пособий семье, мотивация родителей на консультирование и лечение от алкогольной и наркотической зависимости, разработка в образовательных учреждениях программ психолого-педагогического сопровождения родителей и детей, проверка документации и регистрационного учёта несовершеннолетнего, рассмотрение вопроса о наличии оснований лишения (ограничения в родительских правах) родителей несовершеннолетнего. Причём подбор форм работы варьируется в зависимости от специфики семьи.
Компетенция по обеспечению организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечению к участию в них несовершеннолетних является жизненно значимой.
Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении, разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания, должны быть приоритетом. Более того, необходим постоянный мониторинг посещаемости детьми, требующими особого педагогического контроля, спортивных секций, творческих кружков, занятий в студиях, клубах. Особое значение имеет обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.
Ещё одна компетенция — это осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Данная работа осуществляется через:
— организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;
— включение в учебный план предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
— использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;
— организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций школьного, муниципального, регионального уровней, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
— организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности, вовлечение в деятельность волонтерских отрядов;
— привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (лектории, тематические классные часы и внеклассные мероприятия, организация внеурочного досуга и т. д.);
— использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры с целью планирования дальнейшей работы;
— создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.
Обращаясь к коллегам и просто читателям, считаю необходимым подчеркнуть, насколько важно понять закон, его логику и сущностную интонацию. Проводимый министерством образования области анализ чрезвычайных ситуаций и происшествий, совершаемых несовершеннолетними или с их участием, убедительно свидетельствует об этом. Данный материал автор как раз и расценивает как практическую попытку более глубокого осмысления правовых норм, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и побуждения к более системному и вдумчивому его применению.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области