Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:27, 01 октября 2023
 Лариса Боус, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 г. Белгорода. 1995

В оркестре звучат превосходно для нас скрипка, альт, виолончель, контрабас…

В оркестре звучат превосходно для нас скрипка, альт, виолончель, контрабас… Фото: архив Детской музыкальной школы № 4 г. Белгорода
  • Лариса Боус, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 г. Белгорода.
  • Статья
  • Лариса Боус, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 г. Белгорода.
  • Статья

1 октября в мире отмечают Международный день музыки. Впервые его провели 1 октября 1975 года по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Сегодня мы расскажем о струнных музыкальных инструментов.

Основа симфонического оркестра – семейство струнно-смычковых инструментов. К нему относятся скрипка, альт, виолончель и контрабас. Это самая многочисленная группа в оркестре. Большое количество струнно-смычковых инструментов позволяет их разделять и группировать для исполнения самой разной музыки. Каждый инструмент этой группы имеет интересную историю создания и развития. 

В оркестре звучат превосходно для нас скрипка, альт, виолончель, контрабас… - Изображение Фото: https://stylishbag.ru/kartinki/kartinki-skripka-alt-violonchel-kontrabas-kartinki.html

Например, как скрипка превратилась из народного инструмента в «королеву оркестра», «царицу музыки»?

В европейских странах (Италии и Франции) первые скрипки появились в начале 16 века. Вскоре эти инструменты стали изготавливать по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру знаменитых скрипичных мастеров: Николо Амати, Джузеппе Антонио Гварнери, Антонио Страдивари. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок клёна и ели запели лучше самых красивых голосов. На инструментах, созданных руками этих мастеров, играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира. 

У скрипки четыре струны, каждая из которых неповторима своей звуковой окраской. У верхней струны она блестящая и яркая, две средние струны имеют более нежный, поэтический тон, а нижняя – «басок» – обладает сочностью тембра и силой. Технические возможности скрипки велики: она самый подвижный и виртуозный инструмент среди смычковых. 

Приёмы игры на скрипке совершенствовались вместе с искусством отдельных музыкантов-виртуозов. Особенно значительно расширил возможности скрипки итальянский музыкант Никколо Паганини.

Большой вклад в совершенствование игры на скрипке внесли Фриц Крейслер, Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Михаил Эрденко и другие выдающиеся скрипачи. 

В семействе струнно-смычковых инструментов очень важен такой инструмент, как альт. Он очень похож на скрипку, но несколько большего размера, и играть на нём сложнее. Звук альта тёплый, объёмный, хотя несколько глуше, чем у скрипки. Известный альтист Юрий Башмет приложил огромные усилия, чтобы альт стал популярным сольным инструментом. 

Несколько веков насчитывает история создания и совершенствование такого струнно-смычкового инструмента, как виолончель

Первые виолончели появились примерно в 1560 году в Италии. Их создателем был Андреа Мати. Затем итальянские мастера Паоло Маджини и Гаспаро да Сало продолжили создание этих инструментов. Но они лишь отдалённо напоминали современные виолончели. Классическую форму инструмент приобрёл в руках известных мастеров Николо Амати и Антонио Страдивари.

Середина 18 века стала для виолончели пиком популярности. Этот струнно-смычковый инструмент вошёл в симфонические и камерные коллективы. Для него сочиняли сюиты Антонио Вивальди и Луиджи Боккерини, писали концерты Иоганнес Брамс и Антонин Дворжак. Для виолончели создавал произведения Людвиг ван Бетховен. Предпочтение этому музыкальному инструменту отдавали в своём творчестве Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. 

Виолончель прославили многие знаменитые музыканты. Это Пабло Казальс, Даниил Шафран, Мстислав Ростропович и другие. 

Свою популярность виолончель завоевала из‑за широты диапазона, а также неповторимого бархатного тембра, сочного и выразительного звучания.

Известный российский виолончелист Борислав Струлёв на сцене Белгородской филармонии Известный российский виолончелист Борислав Струлёв на сцене Белгородской филармонии / Фото: Павел Колядин

Самый низкий по звучанию в семействе струнно-смычковых инструментов – контрабас. Его роль в музыке очень велика. Он создаёт своеобразный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Это громоздкий и большой по размерам инструмент. Играют на нём стоя или сидя на специальном высоком стуле. 

Играть на контрабасе достаточно сложно, поэтому как солирующий инструмент он применяется нечасто. Хотя многие музыканты-контрабасисты достигли такой виртуозности, что на своём огромном контрабасе играют сложнейшие произведения. 

Неподражаема и уникальна игра таких музыкантов, как Сергей Кусевицкий, Рэй Браун, Родион Азархин, Дэйв Холланд и многие другие. 

Американский музыкант Пэт Кейси играл на контрабасе на одном из джазовых фестивалей в Белгороде Американский музыкант Пэт Кейси играл на контрабасе на одном из джазовых фестивалей в Белгороде / Фото: Юрий Боград

Струнно-смычковая группа является основой симфонического оркестра. Существуют также струнные оркестры, состоящие исключительно из струнно-смычковых инструментов.

Звучание струнно-смычковых инструментов в оркестре, ансамбле, сольном исполнении настолько уникально, своеобразно и неповторимо, что всегда вызывает у любителей музыки интерес, а также разнообразные чувства, мысли, эмоции, переживания и настроения, увлекая в чудесный и волшебный музыкальный мир. 

Лариса Боус, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 г. Белгорода
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×