Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 19 февраля 2025
 Николай Рухленко 2608

Читайте детям Ушинского

Читайте детям Ушинского Памятник Константину Ушинскому в Ярославле Фото: https://deti.gov.ru
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

Почему произведения Константина Ушинского важны и актуальны и в наше время

Из Белгородского педагогического вуза мы, выпускники 70-х прошлого века, вышли с глубоким убеждением, что Константин Дмитриевич Ушинский – это великий русский педагог. Во многом такой позицией мы были обязаны Илье Иосифовичу Августевичу, замечательному преподавателю «Истории педагогики». Он сумел сделать этот предмет ярким, глубоким, интересным. Важности этому предмету добавляло то, что по нему сдавался не зачёт, а экзамен. А Илья Иосифович неоднократно повторял, что на многие вопросы современности можно найти ответ в трудах наших предшественников.

А в Ольшанской средней школе Чернянского района, которую мне довелось окончить в 1974 году, мои учителя начальных классов Алейникова Лидия Алексеевна и Тупицына Зинаида Андреевна основательно нас познакомили с литературным творчеством Ушинского, было прочитано и осмыслено множество его сказок и рассказов. Так что в итоге мы понимали, что Ушинский также выдающийся писатель.

А ещё с Ушинским в мои школьные годы меня свела моя бабушка по отцу Матрёна Захаровна. Однажды с чердака она достала несколько книжек, среди которых было «Родное слово», наполненное удивительными сказками. Самым главным мне тогда казалось то, что они не были длинными. Только начнёшь читать, смотришь, а сказка завершилась. Да, по тексту они короткие, но по объёму возникающих мыслей безмерные.

Когда после окончания педагогического института пришёл работать в Орликовскую среднюю школу Чернянского района директором, к наследию Ушинского мы обращались постоянно. Мы проводили педсоветы, посвящённые великим педагогам, где обсуждали вопрос, а каким образом можно в современных условиях применять их идеи. До сих пор в памяти один из педсоветов, посвящённый принципу наглядности, который был основательно разработан и обоснован именно Ушинским. Одним из портретов в учительской был портрет Ушинского.

 

Портрет Константина Ушинского (фотография. Ed. Lange. Гейдельберг, 1864 г., музей ИРЛИ РАН) Портрет Константина Ушинского (фотография. Ed. Lange. Гейдельберг, 1864 г., музей ИРЛИ РАН)

Как известно, Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле 19 февраля (3 марта) 1823 года. Нетрудно посчитать, что в 2025 году ему исполнилось 202 года. Думается, совсем неслучайно в 2023 году двухсотлетний юбилей Ушинского и Год педагога и наставника слились воедино.

Ушинского по праву называют учителем русских учителей.

Лев Модзалевский, детский писатель и поэт, когда‑то написал:

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Он впервые, ещё в крепостнической России, создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию специальных детских книг для обучения грамоте и для первоначального чтения является основой современной образовательной системы. Его учебники для начального обучения детей «Детский мир» и «Родное слово» стали первыми массовыми и общедоступными книгами и расходились огромными тиражами. Если говорить о доступности книг, то имеется в виду не только цена. Речь о доступности детскому сознанию. В своих книгах Ушинский максимально успешно осуществил принципы реалистической педагогики Коменского и Песталоцци. Впервые детям в глухих и далёких уездах в простых бревенчатых школах предлагали не зубрёжку хором непонятных слов, а интересные и понятные рассказы и сказки об известном, понятном им мире. Он писал о природе, о мире животных, о простой и понятной жизни, проблемы которой доступны пониманию ребёнка.

В книге «Детский мир» Константин Дмитриевич показал связь между наукой и жизнью. Ушинский в качестве цели определил дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении к учебнику ученик мог знакомиться с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, с произведениями современных для того времени авторов – Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. Также в приложение-хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов. Благодаря небывалому успеху книги «Детский мир», изданной в 1861 году, вскоре были напечатаны ещё два дополнительных тиража.

В 1864 году вышло в свет «Родное слово». Эта книга стала одной из самых распространённых в народной школе – в основу её легли принципы постепенного и систематического развития ребенка. Она написана на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям! В «Родном слове» Ушинский стремился также дать детям систему реальных знаний. В методических разработках к своим книгам он подчёркивает, что построил их согласно основному педагогическому принципу Яна Амоса Коменского: постепенное усложнение посильного материала с задачей привить детям любовь к серьёзной науке и добиться всевозрастающей самостоятельности.

Совсем недавно почему‑то потянуло пересмотреть, перечитать и «Детский мир», и «Родное слово», поразмыслить над мнением тех, кто считает, что Ушинский устарел. С удовольствием листал и читал обе книги, которые содержат много сказок, былин, загадок, поговорок. А в сказках, как известно, народ увековечил свой опыт, отразил моральные ценности и убеждения, аллегорически изображал общественные процессы и людей, воспроизводил свой быт и обычаи.

Нравственное воспитание детей никогда не утратит своей актуальности, а сказки и рассказы Ушинского, написанные на родном языке просто, без использования малопонятных слов, максимально этому способствуют, дают верные ориентиры для поведения в реальной жизни. Другими словами, они отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. 

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения Ушинского? Книги «Детский мир» и «Родное слово» написаны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его произведения, необычайно разнообразные по тематике, невелики по объёму. Эта самая тематика, приближенная к детской жизни, содействует развитию кругозора ребят. Все произведения умело сочетают в себе познавательность, поэтичность, сюжетную занимательность. А это лучшие качества литературы для детей.
 

Страницы из пособия Ушинского «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Книга выдержала 146 изданий и не потеряла своей значимости и в наши дни Страницы из пособия Ушинского «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Книга выдержала 146 изданий и не потеряла своей значимости и в наши дни / Фото: https://library.tversu.ru

Когда говорят о сказках Ушинского, то первой чаще и быстрее всего вспоминается сказка «Два козлика». В ней поведано о встрече пары козликов с двух разных сторон узкого мостика. Никто из них не хотел уступить дорогу, в итоге оба упали в реку. А виной всему упрямство – чрезмерная и неблагоразумная настойчивость, неуступчивость. Сказка, в которой нет и десяти предложений, учит вежливости, дружелюбию, умению искать общее решение возникших задач, таланту слушать собеседника, осуждает излишнюю настойчивость и горделивость. Эта сказка, бывшая надёжным средством воспитательного воздействия моих бабушек, впоследствии перешла и в наш с женой арсенал педагогического влияния на собственных детей.

 

Как‑то, когда я учился в третьем классе, учительница Зинаида Андреевна к уроку внеклассного чтения дала задание прочитать сказку Ушинского на свой выбор. Побежали мы в библиотеку. А библиотекарь (в селе её звали Настенька) дала мне сказку «Слепая лошадь». Она о богатом купце и его коне. В древнем славянском городе жил купец Уседом и был у него конь Догони-Ветер. Однажды на купца напали разбойники, но верный друг спас своего хозяина. Однако платой за спасение стала слепота коня. Хозяин обещал содержать животное до конца жизни, но не сдержал слово и вскоре лошадь оказалась на улице. В поисках еды она набрела на вечевой колокол и позвонила в него. На площадь сошёлся народ. Все узнали храброго коня. Сход потребовал купца на площадь и приказал содержать слепую лошадь до самой смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади.

О чём эта сказка, чему учит? Она учит нас быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но зачастую не могут сами позаботиться о себе. Главная мысль «Слепой лошади» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог в трудную минуту, даже если это уже старое больное животное, и слово своё надо держать, а справедливость всегда восторжествует. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал Антуан де Сент Экзюпери, французский лётчик, писатель, погибший во время второй мировой войны. А русский поэт Сергей Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими».

Совсем крошечная по объёму, но безграничная по сути сказка «Два плуга». Благодаря труду вещи и люди становятся лучше, чем были раньше. Плуг, пролежавший без дела, проржавел, а тот, что работал, стал блестящим.

В связи с этой сказкой мне вспоминается один школьный эпизод. Очередного урока литературы мы очень ждали. На предыдущем писали сочинение по «Дубровскому» Пушкина. На перемене тетради с сочинениями мы не получили. Узнать отметки не терпелось. Начался урок. Тетради ровной стопкой лежали на учительском столе. А учительница Рухленко Зинаида Дмитриевна (моя однофамилица) всё не торопилась их раздавать. А наоборот, в начале урока сообщила нам, что хочет рассказать нам сказку Ушинского «Два плуга», отчего мы ещё больше недоумевали.

Сказку она рассказала, а потом спрашивает:

«Ребята, а как вы думаете, почему я решила начать урок с этой сказки?»

В классе повисло молчание.

А она потом и говорит:

«Да потому, что некоторые из вас постоянно говорят о неумении хорошо писать сочинения, о том, что это трудно и этому никогда не научиться. Это совсем не так. Написание сочинения – это кропотливый труд, творческий, успех приходит к тому, кто старается, кто не боится пробовать, кто думает, кто ищет интересные подходы, кто трудолюбив».

Сказка прозвучала как нельзя кстати. 

Очень интересны сказки: «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак», «Охотник до сказок», «Козёл», «Петушок с семьёй», «Умей обождать», «Козлятки и волк», «Жалобы зайки». Все они дидактичны. Но по‑другому и быть не могло – писал их педагог с целью воспитания детей. Ушинский часто вводит в сюжет сказок пословицы, поговорки, присказки.

Моим детям — и дочери, и сыну – очень нравилась сказка «Лиса и козёл». Сын всегда от души смеялся, дочь жалела животных, потому что они оказались в колодце. А сказка‑то на самом деле очень заставляет думать. Она по‑настоящему ироничная. Текст создан по канонам русского фольклора: лисичка хитра и изобретательна, козёл чрезмерно доверчив, глуповат и опрометчив в поступках. Лиса в очередной раз выходит сухой из воды. Дети всегда радовались, что животные спаслись, остались живы. Миниатюрный текст учит проявлять находчивость и не поддаваться на чужие уловки.

Сказки Ушинского не только забавны, они познавательны. Из них дети узнают о повадках животных, их предназначении, причём эти знания представлены очень лаконично и простым разговорным языком. В сказке «Не ладно скроен, да крепко сшит» два героя: зайчик и ёжик. Зайчик считает, что у ёжика очень некрасивое, колючее платье.

Ёжик соглашается, но добавляет:

«Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»

Лучше не скажешь. А ребёнку сразу становится понятно, для чего ёжику колючки.

Показательна в этом плане сказка «Лиса Патрикеевна». Из неё ребёнок узнаёт почти всё об этом животном: как она выглядит («у кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»); как она движется («ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает»); какие норы она роет («роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы»). А в заключение ребёнок получает общую характеристику лисы: «Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика». 

Не меньшую известность Ушинскому принесли и рассказы, написанные для детского чтения. Они стали замечательным проявлением многогранности, яркости, самобытности его таланта. Многие рассказы вошли в специально созданные детские книги для первоначального чтения. Но не будем забывать о сотрудничестве Ушинского с журналами «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнал Министерства народного просвещения», «Народная школа», с газетами «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости».

Особая ценность его рассказов и сказок о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Из короткой истории под названием «Пчёлки на разведках» ребята узнают, как пчёлы добывают себе пропитание ранней весной. Познавательная сказка учит ребёнка быть внимательным и наблюдательным к окружающему миру. По сюжету повествования, проснувшиеся после зимней спячки пчёлки выбираются из своего улья и отправляются на разведку, чтобы найти пропитание. Сначала они подлетают к яблоне, но у той пока нет ничего для бедных просителей. Она советует им обратиться к вишне. Однако и у вишни цветочки ещё не пробились из почек. Не смог им помочь и тюльпан. Только ранней фиалке удалось накормить-напоить пчёлок.

Как‑то я присутствовал на уроке внеклассного чтения у хорошего педагога Лесиной Ольги Ивановны. Была прочитана сказка «Пчёлки на разведках». Вижу, что ребят эта история не очень зацепила.

Из создавшегося положения помог выйти вопрос учителя:

«Ребята, а вы оказывались в подобной ситуации? Если да, то поделитесь».

Каждому ученику было что рассказать.

Следующий вопрос учителя:

«Так чему же учит сказка?»

Ответ одной ученицы заставил задуматься:

«Не сдаваться в трудных ситуациях!»

А ведь и правда!

Многие рассказы автор завершает, как в баснях, моральными сентенциями.

Отмечая большой духовный потенциал книг Ушинского для детского чтения, исследователи подчёркивают, что знакомиться с ними надо как можно раньше. Это касается в первую очередь тех рассказов, в которых автор изображает животных. Автор необычайно точно и забавно передаёт характерное для них поведение и выполнение тех жизненных функций и ролей, которыми их наделила природа. Подтверждением служит рассказ «Бишка».

Бишка – это дворовая собака. В основе рассказа — короткий диалог между мальчиком и собакой, состоящий всего из двух реплик:

— А ну‑ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!
Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

— Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого.

Тем самым автор показывает, что каждому от природы дано своё.

Лично мне очень нравится рассказ на морально-этические темы «Умей обождать», он о братике-петушке и его сестрёнке-курочке. Дидактический уклон рассказа очевиден. Однажды петушок побежал в садик и начал клевать зелёную смородину. Курочка ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Не послушался петушок, наелся смородины — и заболел. Вылечила сестрёнка-курочка своего брата-петушка. В следующий раз петушок захотел напиться холодной воды; курочка говорила ему, чтобы обождал, пока вода нагреется. Не послушался петушок — и снова заболел, пришлось пить горькие лекарства. На третий раз захотел петушок покататься на коньках по реке, которая была не очень хорошо замёрзшей. И тут случилась беда: провалился петушок под лёд.

Рассказ «Умей обождать» короткий, но по сути это поучительная история о торопливом и непослушном петухе, который не хотел ждать и которому за свой несговорчивый нрав пришлось поплатиться жизнью. Неосторожные, опрометчивые поступки петушка автором подаются в сказочной форме и одновременно побуждают ребят задуматься над своими поступками.

Ушинский обработал для детей многие народные сказки, потому что высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для понимания жизни народа. 

На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Лиса и козёл», «Лихо одноглазое», «Сивка-бурка», «Мена», «Варёный топор», «Журавль и цапля», «Мужик и медведь», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и цыган».

Мудрый педагог заботливо выбрал те народные сказки, которые понятны и интересны детям, могут их и позабавить, и поучить. К примеру, сказка «Мужик и медведь» помогает маленькому человеку понять, что достигать желаемого нужно честным и усердным трудом. Одновременно автор порицает жадность, хитрость и лень. Так получилось, что мужик и медведь подружились. Решили они посадить репу и сразу договорились: мужик забирает то, что растёт под землёй, а медведю достаётся сочная ботва. Как и условились, мужик с медведем поделили выращенный урожай. Медведь понял, что сплоховал, ценное досталось мужику. В следующий раз медведь не пожелал брать то, что растёт над землёй, а пожелал забрать корешки. Мужик согласился. Только вот сеяли они теперь не репу, а пшеницу. Опять медведь остался ни с чем. С тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь.
 

Близость к фольклору в сказках Ушинского подкреплена и традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козёл да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий — Иванушка-дурачок».

Особая страница в творчестве Ушинского – это рассказы из жизни детей: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не право», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания», «Трусливый Ваня».

Каждый рассказ – это наглядный моральный урок. Так, в рассказе «Дети в роще» говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлечённые прохладой рощи, устремились в неё, а не в школу. Однако ни жук, ни пчела, ни муравей, ни белка, ни голубь, ни зайчик, ни белый цветок земляники, ни ручей, ни малиновка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними – все они трудятся, все они заняты делом.

«Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите‑ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать».

Писатель учит детей уважать и любить труд.

Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу – она его в лоб ударила; а тут ещё упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика («Трусливый Ваня»).

У Ушинского немало рассказов познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Чужое яичко», «История одной яблоньки». Познавательный материал подаётся просто и доступно, что вызывает интерес у маленьких читателей. 

В конце июня — начале июля в нашей местности начинался сенокос. Корова была практически в каждом дворе. Выкашивали все лесные опушки, балки, лога, овраги. И каждый год в период сенокоса велись активные разговоры о гадюках. То видели, как гадюка, свернувшись в клубок, лежала на высохшей траве и грелась на солнце, кто‑то встретился с нею и чуть не наступил на неё, поэтому всегда, боясь её укуса, не допускали, чтобы ноги были голыми, надевали при этом в целях защиты высокую обувь.

А когда привозили сено домой и начинали складывать, то старшие обращали внимание:

«Смотрите внимательно, перетряхивайте сено, чтобы в траве не оказалось гадюки!»

Было важно, чтобы вместе с сеном гадюка не оказалась в стоге сена. Тем самым родители, бабушки, дедушки учили нас, детвору, быть осторожными. У Ушинского в этой связи есть очень поучительный рассказ «Гадюка». Играя в сене, мальчик случайно наткнулся на змею. Константин Дмитриевич Ушинский подробно рассказывает о том, чем отличается эта змея от ужа:

«У ужа во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и птиц, может прокусить кожу; но нет яда в этих зубах…»

Другое дело — гадюка, Ушинский повествует о различных случаях, когда гадюка кусала животных и людей.

«Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое‑то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору».

Он заставляет ребёнка задуматься. Ребёнок сам должен сделать соответствующие выводы.

«Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что‑то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться. Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба».

Бровко спас мальчика, а сам чуть не погиб. Две недели он бродил по лесам, искал лечебную траву и выжил. Таким образом, в этом рассказе содержится предостережение ребёнка от возможной опасности. Мальчик знал, что в копне может быть змея, потому что много случаев встречи со змеями в данной местности, но он не поостерёгся. Хорошо, что рядом оказался добрый и верный пес. 
 

Хрестоматия Ушинского «Детский мир» издания 1861 года Хрестоматия Ушинского «Детский мир» издания 1861 года / Фото: https://auction.ru

Цель литературного творчества Константина Ушинского — дать детям по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. При этом во многих своих рассказах Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо.

Ушинский считал, что на родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, дойти до самых отдалённых уголков его души, ибо только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.

Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Детские произведения Ушинского – это большая энциклопедия знаний, высокой нравственности, народной мудрости. Поэтому его литературное наследие никогда не устареет и не утратит актуальности. Хочется обратить внимание, с какой любовью автор описывает всех героев своих произведений, они пропитаны любовью к каждой травинке, колоску, птичке, букашке, любовью к своей Родине и прежде всего к тем, для кого написаны эти сказки и рассказы, конечно же, к детям!

Абсолютно каждое произведение Ушинского воспитывает в человеке гуманное отношение ко всему окружающему. Под нравственным воспитанием можно считать процесс, заключающийся в формировании сознания, нравственных чувств и правил поведения. А наследие Ушинского как раз позволяет реагировать практически на все нравственные проблемы детства с учётом личностных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Творчество Ушинского развивает ребёнка умственно и, что самое главное, чувственно. А эмоционально-чувственные проявления к окружающему миру, как известно, позволяют ребёнку благополучно адаптироваться в разнообразии социальных отношений. Воспитание и развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка способствует накоплению позитивного опыта в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми.

В связи с появившейся проблемой нравственной опустошённости, проявлением детской жестокости и агрессии сказки и рассказы Ушинского помогут детям разобраться в сложном мире социальных отношений, научить согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения, приобрести опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.

Верится, что чтение произведений Ушинского войдёт в семейную и школьную практику.

Константин Дмитриевич Ушинский – это наша негаснущая звезда!

Николай Рухленко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×