Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:47, 24 сентября 2024
 1294

Уважайте пунктуацию!

Уважайте пунктуацию! Фото: https://ru.freepik.com
  • Статья
  • Статья

24 сентября отмечается День пунктуации.

Основная цель праздника — это напомнить всем о том, почему важно помнить правила пунктуации и всегда ставить знаки препинания в нужном месте. Если придумали такой праздник в защиту знаков препинания, то можно с определённостью сделать вывод, насколько печально обстоит дело.

Авторы многих праздников неизвестны, а конкретно этот придумал в 2004 году американский журналист Джефф Рубин. На этот шаг его подтолкнуло большое количество пунктуационных ошибок в газетах. Журналист хотел привлечь внимание к этой проблеме и попытаться искоренить её. 

По правилу Розенталя

Сам лично сталкиваюсь в газетах и журналах с огромным количеством пунктуационных ошибок, иногда становится стыдно за наших знаменитостей, которые пренебрегают пунктуационными правилами, что не делает им чести. Сам всегда стараюсь во всех письмах, сообщениях, информациях, даже при цейтноте, ставить знаки препинания. Просто с глубоким уважением отношусь к своим адресатам, мне не хочется ставить их в затруднительное положение с восприятием текста. 

У меня в личной библиотеке много книг по пунктуации, к которым я не перестаю обращаться в той или иной ситуации. Одна из них уже от времени поизносилась, обветшала, но это никак не убавляет её значимости и замечательности.

Называется она «Справочник по пунктуации». Её автор — Дитмар Эльяшевич Розенталь. Это знаменитый советский лингвист, которого не стало в июле 1994 года. Он был культовой фигурой для дикторов радио и телевидения, редакторов и журналистов. 2024 год – это год 30-летия со дня смерти Дитмара Эльяшевича Розенталя. Многие его величали главным специалистом по русскому языку, самым главным грамотеем, уникально грамотным человеком.

Во время обучения в 70-е годы прошлого века на факультете русского языка и литературы Белгородского государственного педагогического института наши преподаватели при возникновении трудностей в орфографии и пунктуации отсылали нас постоянно к Розенталю. Его авторитет для них был непререкаемый, это чувство глубокого уважения к личности Розенталя передавалось и нам, студентам. Впоследствии потребность искать правильный ответ у Розенталя перешла в мою профессиональную деятельность. Фраза «А что нам говорит по этому поводу Розенталь?» стала рабочей на моих уроках. 

Достаточно взглянуть на названия главных трудов Дитмара Эльяшевича Розенталя, чтобы убедиться, что он писал не какие‑то оторванные от жизни инструкции по русскому языку: «Трудные случаи пунктуации», «Согласование по смыслу сказуемого с подлежащим», «Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати», «А как лучше сказать?», «Прописная или строчная?», «Занимательная стилистика», «Пунктуация и управление в русском языке», «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию». Более 400 трудов. Представляете?

Для учителей русского языка фамилия Розенталь была волшебной палочкой. Если какой‑то особенно дотошный ученик спрашивал, почему следует писать именно так, а не иначе, ему отвечали: «По правилу Розенталя».

В последнем интервью Розенталя спросили:

«Неужели до вас писали, как Бог на душу положит, без всяких правил?»

Он ответил так:

«Правила существовали всегда, ещё со времён Ломоносова. Мне же досталась самая черновая работа: отыскать источники, выбрать, добавить, систематизировать, подобрать примеры».

И вот эта так называемая черновая работа была колоссальной по объёму и трудозатратам. На это ушла вся жизнь.

Розенталевский «Справочник по пунктуации» помогал с достоинством выходить из сложных ситуаций.

Однажды отправил на конкурс сочинение своей ученицы. При подведении итогов узнаю, что якобы в работе есть пунктуационные ошибки. Членов жюри попросил мне показать работу и прокомментировать. Как сейчас помню то предложение: «К воплощению своей задумки он приступит начиная со следующего месяца». За ошибку посчитали отсутствие запятой после слова приступит, сказав, что у конкурсанта есть проблемы с обособлением обстоятельств, которые выражены деепричастными оборотами.

Я постарался обосновать правильность отсутствия запятой (был молод, а вступил в диалог, больше похожий даже на спор, с маститым учителем):

«Если деепричастие утратило глагольное значение, то деепричастные обороты не обособляются. Слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения, вместе с относящимися к нему словами оно не образует деепричастного оборота и не обособляется, сочетание начиная с выступает в роли составного производного предлога, который можно заменить предлогом с, и от этого смысл предложения не пострадает: «К воплощению своей задумки он приступит со следующего месяца». 

Замечаю, что мои доводы не возымели действия, полностью не убедил. Сажусь в машину, еду из Чернянки в Орлик, где работал, беру «Справочник по пунктуации» Розенталя и возвращаюсь в Чернянку. Открываю нужную страницу, показываю. Вопрос был снят, урегулирован. 

Уважайте пунктуацию! - Изображение Фото: Николай Рухленко

Сколько раз приходилось иметь дело с формальным отношением к языку! На уроках всегда старался предложить ребятам интересные примеры, чтобы развивать интерес, языковое чутьё. Помню, изучаем однородные члены, не соединённые союзами. Правило о том, что между однородными членами, связанными только интонационно, ставится запятая, усваивается без осложнений. И как бы невзначай даю два примера: «Пойди посмотри расписание уроков», «Завтра зайду проведаю тётушку». Находятся те, кто между глаголами пойди и посмотри, зайду и проведаю ставят запятые.

Есть те, кто задумался и говорит:

«Что‑то здесь не так. Вот не чувствуется в этих предложениях однородности членов».

После этих слов восклицаю:

«Правильно, нет здесь однородных членов! Да, два глагола употреблены в одинаковой форме, но первый из них указывает на движение, а во второй на его цель. В таких случаях запятая не ставится».

Вспомнил ещё один эпизод с урока. На доске заранее написал пример без знаков препинания и предложил расставить их:

«Неприятности приключавшиеся с Варварой впоследствии она воспринимала как наказание».

Мнения разошлись. Одна группа написала: «Неприятности, приключавшиеся с Варварой впоследствии, она воспринимала как наказание». Другая группа ребят поняла иначе: «Неприятности, приключавшиеся с Варварой, впоследствии она воспринимала как наказание». Правильны оба варианта. Имеем дело с альтернативными знаками препинания. Просто суть в том, что слово впоследствии может быть отнесено и к предшествующей, и к последующей группе слов.

Русская система пунктуации приобрела привычный нам вид только к середине XIX века. В современной пунктуации 10 графических знаков: точка, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки. Необходимость в знаках препинания отчётливо обозначилась с развитием книгопечатания, так как тексты без них было крайне сложно воспринимать.

Когда я начал работать в школе, то заметил, что есть ученики, которые точку как знак препинания всерьёз не воспринимают, могут поставить её в конце предложения, могут пренебречь. И пробел есть. И следующее предложение написано с заглавной буквы, а вот в конце предыдущего предложения точка не поставлена. Вижу, что мои слова, убеждения не доходят. Пишем контрольный диктант, всё хорошо, орфографических ошибок нет, с пунктуацией тоже порядок. А в конце нескольких предложений отсутствуют точки. Принимаю решение… снизить отметки на балл. Раздаю тетради, наблюдаю, что будет дальше. Начинается определённая суматоха, суета, даже переполох. К учительскому столу выстраивается вереница мальчиков и девочек. Вопрос один и тот же:

«За что снижена отметка?»

Объясняю:

«Вы наделали пунктуационных ошибок. Точка – это один из десяти существующих знаков препинания. Значит, вы, ребята, не знаете пунктуационных правил. Вот за это я снизил отметки. Пока вы недостаточно пунктуационно грамотны, раз не применяете точку».

Всё, с тех пор как бабка пошептала. Знаете, какие выразительные начали ставить точки мои ребята? Чёткие, жирные, красивые, ввинченные в тетрадный листок, словно отвёрткой шуруп…

А сам к этому уроку для ребят целую речь по поводу точки приготовил:

«Точка — это самый технически простой, а потому самый древний знак препинания. Даже слово «пунктуация» произошло от латинского punctum — «точка». В грамматических сочинениях ⅩⅤⅠ века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек». В русских рукописях точка была основным знаком препинания. Её присутствие нетрудно заметить в названиях других знаков препинания: двоеточие, многоточие, точка с запятой. Известно, что вопросительный знак и восклицательный знак когда‑то давно назывались иначе: точка вопросительная и точка удивления. За точкой закрепилась «завершительная» функция. Языковеды стали понимать её как знак конца предложения. В графической системе языка этот знак имеет важное значение для оформления предложения и связного текста в целом. Первая точка совсем не была похожа на ту, к которой мы привыкли. Раньше это был просто крестик. Им обозначали не конец предложения, как мы делаем сейчас, а остановку. Если монаху-писцу надо было отойти по другим делам, прерваться на какое‑то время, то в рукописном тексте он ставил крестик, который мог оказаться даже в середине слова. Со временем крестик заменился пунктирным крестиком, а тот стал привычной нам точкой. Кстати, и сейчас точка ставится не только в конце предложения, указывая на завершённость мысли. Она используется при сокращении слов: и т. д., рус. яз., до н. э. Но точку, ребята, не ставим в заголовках, также в конце предложения после сокращённого слова (одной точки вполне достаточно). Особой можно считать роль точки при парцелляции. Парцелляция — это намеренное дробление фразы на части или на слова, оформленные как самостоятельные предложения, например: «Толя пошёл на рынок. Купить продуктов. Мяса. Рыбы. Овощей».

На одном из уроков проделал эксперимент, взял и убрал все точки из художественного текста. Ребята почувствовали, что текст превратился в поток мыслей, в котором трудно разобраться. Текст мы восстановили, сопоставив с исходным. Но при чтении текста без расставленных пунктуационных знаков было сложно выбрать, где нужно сделать необходимые интонационные и логические паузы после каждой законченной мысли. После того как расставили в нём точки, мы получили возможность правильно его понять и образно представить содержание. 

Кроме функции завершения предложения, эти знаки имеют ещё интонационный аспект. К примеру, с помощью поставленной точки автор даёт понять, что предложение следует прочесть вслух спокойным тоном голоса, без проявления особых эмоций. Точка ставится в предложении, которое в конце произносится с понижением тона голоса: Гости уже пошли в парк. Эту же мысль можно оформить интонационно по‑другому, используя разные завершающие пунктуационные знаки: Гости уже пошли в парк? или Гости уже пошли в парк!

Пунктуация не просто нужна, а крайне необходима. Знаки препинания позволяют не только понять смысл написанного, но и получить дополнительную информацию: какова цель высказывания, каково эмоциональное настроение автора, завершена ли мысль.

Сейчас мы не представляем, как можно обойтись без знаков препинания. Приведу всем известную фразу, от которой зависела человеческая жизнь: «Казнить нельзя помиловать». Говорят, что в истории есть подобный случай.

Русской императрице Марии Фёдоровне якобы удалось исправить резолюцию её супруга, императора Александра III с «Простить нельзя, отправить в Сибирь» на «Простить, нельзя отправить в Сибирь» и тем самым спасти узника.

Есть ещё одна интересная история, связанная с пунктуацией. Оказывается, самая лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. Отправив издателю роман «Отверженные», Гюго послал ему письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Как видите, слова не потребовались.

Есть ещё интересный пунктуационный анекдот. Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». В итоге он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы. 

Рассказывают, что против английского короля Эдуарда был составлен заговор во главе с его женой. Король был заключён в тюрьму. Через некоторое время тюремщики получили письмо следующего содержания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Жизнь короля зависела от постановки запятой. Если написать и прочитать предложение в таком виде: «Эдуарда убить не смейте, бояться полезно», то король остаётся жив. А если предложению придать другой вид: «Эдуарда убить, не смейте бояться (полезно)», то выносится смертный приговор. Тюремщики прочитали письмо так, как хотелось королеве, поставив «кровавую» запятую там, где надо.

День пунктуации — это особый праздник, обращающий внимание на важную роль пунктуации в письменной коммуникации. Именно система знаков препинания помогает структурировать текст, выражать эмоции, передавать смысл и обеспечивать понимание. Без правильной пунктуации текст становится запутанным, непонятным и во многом теряет свою смысловую нагрузку и ценность.

Дорогие друзья, празднуйте День пунктуации, учите пунктуационные правила, применение которых сделает ваши письменные сообщения более точными, а значит, и более эффективными!

Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×