«Дорого яичко к Христову дню»: пасхальные яйца как произведения искусства

-
Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
-
Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
Узнать об истории росписи пасхальных яиц можно на выставке в Белгородском художественном музее
Совсем скоро наступит долгожданный Светлый Праздник Пасхи! На Руси он всегда был самым почитаемым и отмечался пышно и с размахом. Его обязательный праздничный атрибут – пасхальное яйцо, которое может быть настоящим произведением искусства. Убедитесь в этом, посетив выставку «Православная Россия: образы и сюжеты» в Белгородском художественном музее. Но сначала давайте разберёмся в истории традиции и узнаем об основных способах украшения пасхального яйца.
Христианский обычай одаривать друг друга пасхальными яйцами уходит корнями в глубокую древность. Известно, что во времена язычников яйцо имело большое символическое значение и ассоциировалось с самой жизнью. В древнем Иерусалиме оно было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешёл в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, её возрождение.
Существует предание, что первое пасхальное яйцо преподнесла римскому императору Тиберию последовательница Иисуса Христа Мария Магдалина, когда узнала о воскрешении Мессии. Дело в том, что на приём к императору нельзя было входить без какого‑либо подношения. А поскольку у женщины не было ничего ценного, то взяла она с собой обычное куриное яйцо.
Поднося свой дар императору, Мария Магдалина сообщила свою новость словами: «Христос Воскресе!». Но правитель отнесся к ним очень скептически и ответил, что это невозможно, точно также как если бы подаренное ему Марией яйцо стало красного цвета. И… яйцо в руках женщины изменило цвет и приобрело ярко-красный оттенок. Изумлённый император воскликнул: «Воистину Воскресе!».
Фарфоровые пасхальные яйца – российский феномен. Они выпускалисьна Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году при Елизавете Петровне с момента его основания. Изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов в своём рабочем дневнике сделал запись за третью неделю марта 1749 года: «Яйца точили и формовали».
Например, у пасхального яйца с изображением Вознесения роспись на обороте с изображением креста и святых в медальонах выполнена по рисункам Александра Каминского, известного зодчего. Его называли «творцом пореформенной Москвы», создавшим более ста построек, в том числе комплекс Третьяковского проезда, здание Биржи на Ильинке и Пантелеймоновскую часовню на Никольской. Также по его эскизам мастера-ювелиры изготавливали из драгоценных металлов самые разнообразные изделия.
Императорский фарфоровый завод ориентировался на эталонные произведения первой европейской Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Саксонии. Но пасхальные миниатюры были собственным изобретением российской мануфактуры. Именно в России, где Пасха испокон веков почиталась с исключительным почтением, появилась идея создавать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из «белого золота».
Пасхальное яйцо в России приравнивалось к дорогой миниатюрной иконе из фарфора. Обычай одаривания пасхальными яйцами укрепился при царском дворе как выражение братского христианского союза между императором и народом. Обычно на Пасху такие символичные знаки внимания получали придворные и приближённые к Дому Романовых. Но именно при Николае I традиционные фарфоровые пасхальные яйца стали настоящими произведениями искусства. Лики святых, копии картин, пейзажи, цветочные мотивы и орнаменты были искусно представлены в миниатюре яйца в качестве личного сообщения.
Также на выставке в Белгородском художественном музее представлены два прекрасных экземпляра пасхальных яиц, выполненные из папье-маше в конце XIX столетия на фабрике Лукутиных и Вишнякова. Папье-маше — это масса из бумаги и клея; материал, из которого изготавливают художественные и бытовые изделия.
На внутренней стороне створок указано: «От С. Петербургских беспоповщинских старообрядцев 1873» и знак фабрики Лукутиных: двуглавый орел и инициалы Ф.А.Л.
Предприятие, выпускающее изделия из папье-маше, основал купец Пётр Коробов в 1795 году, после мануфактура перешла в собственность московским купцам Лукутиным, которым и принадлежала 85 лет. Вся продукция фабрики – табакерки, бисерницы, шкатулки украшались живописными миниатюрами, расписывалась масляными красками в классической манере. Так начиналась история знаменитой Лукутинской, ныне Федоскинской лаковой миниатюры.
А вот изготовление лакированных пасхальных яиц из папье-маше здесь начали с 1860-х годов. Роспись выполнялась по всем иконописным правилам.
Конкурировала с Лукутинской мануфактурой еще одна фабрика, принадлежавшая бывшему крепостному крестьянину Филиппу Вишнякову, который в конце XVIII века начал производство лаковых коробочек, табакерок, подносов и пасхальных яиц. Мастерские были семейные. С малых лет детей привлекали к ремеслу, передавая опыт от отца к сыну.
На внутренней стороне створок пасхального яйца с изображением Воскресения Христа и видом Московского Кремляпредставленного в Белгородском художественном музее указано: «От членов московских купцов-староверов Преображенского богадельного дома 1876 г.». Есть штамп «За трудолюбие искусств… Вишняков с сыновьями».
Один из ярких экспонатов, сделанный современным мастером Татьяной Богачёвой, — пасхальное яйцо с образом святой Елизаветы Фёдоровны. Елизавета Федоровна (1864–1918) — супруга великого князя Сергея Александровича, почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества (1905 – 1917), основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Причислена к лику святых Русской Православной Церкви в 1992 году.
Татьяна Богачева – петербургская художнца, член Союза художников России, автор миниатюрных икон и пасхальных яиц с образами святых.


Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея