Изобретатель «Скоропечатника»
-
Борис Осыков
-
Статья
-
Борис Осыков
-
Статья
В школьные годы мне, страстному книгочею, однажды попалась повесть «Мальчик из Уржума». Её герой, подросток из городка Уржум Серёжка Костриков, по заданию революционеров-подпольщиков в старой баньке тайно печатал прокламации с помощью множительного аппарата – гектографа. Вот этот самый гектограф меня и заинтересовал.
Аппарат – судя по описанию – изготовить было несложно. Нужны металлическая пластина и желатин. Разведённый в воде желатин наносишь ровным слоем на пластину и, пока он загустевает, на чистом листе бумаги пишешь обыкновенными чернилами свой текст. Исписанный лист кладёшь на застывший желатин и плотно прижимаешь, чтобы чернильные буквы с листа перешли на желатиновую поверхность. Всё – матрица готова. Клади на неё один чистый листок за другим и получай десять, двадцать копий. Да хоть полсотни оттисков. Больше того, остаток чернил с матрицы легко смывается тёплой водой. И пластина готова принять новый текст.
Мне так хотелось самому изготовить этот самый гектограф! Я уже и пластину нашёл — аккуратный квадрат алюминия размером с тетрадный лист. А вот желатина не оказалось ни в одном из магазинов Старого Оскола – тогда, в 1950-е, — маленького районного городка. Но гектограф я запомнил и, уже будучи взрослым, с удивлением узнал, что чудесный множительный аппарат, оказывается, придумал наш земляк – инженер Михаил Алисов.
Он родился неподалёку от Старого Оскола в 1832 году в селе Панки в семье обедневшего помещика. После гимназии поступил в Харьковский университет. С этим учебным заведением связана большая часть жизни Алисова. Получив в Харькове степень кандидата естественных наук, он преподавал на физико-математическом факультете университета.
В 1869 году Михаил Иванович разработал конструкцию множительного аппарата «Полиграфия». Это тот самый гектограф, упрощённый вариант которого мне так хотелось заполучить в детстве.
Полтора-два столетия назад в России, да и в остальном мире, всю переписку текстов вели многочисленные писцы. Это был тяжёлый и малопроизводительный труд. Изобретатели многих стран искали способ механизировать процесс переписки, ускорить его. Алисову это удалось сделать лучше других.
Но он не остановился на достигнутом. Через год после появления «Полиграфии» наш земляк создал оригинальную пишущую машину «Скоропечатник» и потом всё время её совершенствовал. Это изобретение было настолько удачным, что в 1873 году «Скоропечатник» оказался в центре внимания участников и посетителей Всемирной выставки в Вене и был удостоен медали.
Вот что сам изобретатель говорил о своём детище:
«При устройстве «Скоропечатника» изобретатель имел в виду: заменить тяжёлый и неблагодарный труд переписчика… В «Скоропечатнике» нет таких мелких частей, которые были бы подвержены ломке, устройство его солидно и просто. Стоимость аппарата при изготовлении его в специально устроенной для того фабрике может быть доведена до такой дешевизны, которая сделает этот аппарат доступным для рабочего кабинета даже небогатого человека».
Новые изобретения нашего замечательного земляка были отмечены медалями Русского технического общества и всемирных Парижской и Филадельфийской выставок. Правда, после демонстрации «Скоропечатника» в Париже и Филадельфии в некоторых странах появились свои «изобретатели», скопировавшие аппарат русского инженера. Ещё одним изобретением Алисова – изготовлением матриц для нотного набора – самовольно воспользовалась крупная английская фирма…
Последние годы жизни Михаил Иванович (возраст стал брать своё) провёл у Чёрного моря, в Ялте. Он ушёл из жизни в 1898 году.
Печатные машины, сконструированные Алисовым, давно уже вышли из употребления. Сегодня его «Скоропечатник», увидеть который можно в одном из столичных музеев, кажется совсем несложным, даже наивным. Но ведь без него, без талантливых изобретений Михаила Ивановича не было бы современных сложнейших печатных агрегатов, нынешних чудо-машин.
Борис Осыков