Крестьянский сын
Он был обычным мальчишкой из обычной небогатой многодетной семьи провинциального священника. У Лавра было 17 братьев и сестёр! В те времена слобода, где родился Лавр Дмитриевич, принадлежала к Новооскольскому уезду Курской губернии. Так что наши соседи-куряне тоже считают его своим земляком.
Мальчик обладал пытливым умом, с детства его притягивали точные науки. Так что валуйскую среднюю школу он окончил с отличием, за что получил рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение… А выбрал – Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги никогда даже в глаза не видел. Она пройдёт через Валуйки только через двадцать лет…
«Экзамены в институт он сдавал наравне со всеми: крестьянский юноша из российской глубинки блестяще прошёл вступительные испытания и стал студентом одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи!» – рассказывает исследователь жизни и творчества Лавра Проскурякова, доктор технических наук, профессор, руководитель кафедры сопротивления материалов и строительной механики БГТУ имени В.Г. Шухова Александр Юрьев.
Много лет изучению жизни и творческого наследия Проскурякова посвятил белгородский писатель и журналист Анатолий Нечаев. В архивах и музеях он нашёл сведения о том, что предки Лавра Дмитриевича, Прокофий и Никита Проскуряковы, были одними из первых ямских охотников на юге Московского государства (ямскими охотниками называли крестьян, имеющих лошадей и повозки для отбывания ямской повинности – по сути, прообраз современной курьерской и почтово-транспортной служб). Его прапрапрадед Мирон участвовал в Азовских походах Петра Первого и вместе с другими валуйчанами спас русского царя от гибели во время отступления от Азова…

Фото с сайта http://dic.academic.ru
Мосты Транссиба
В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Много думал над тем, как сделать их более надёжными и долговечными. И он стал проектировать мосты с использованием совсем новых конструкций (они назывались «многорешётчатые мостовые фермы»). Для этого требовались сложные и точные расчёты, ведь речь шла не о простых мостах, а о транспортных и железнодорожных магистралях через суровые и широкие сибирские реки! Обь, Енисей, Иртыш отличались к тому же большой глубиной, а при паводках вода поднималась очень высоко, ледоходы крушили всё на своём пути.
Как пустить через эти реки поезда и автомобили? Нужны надёжные и долговечные мосты. Лавр Проскуряков со своими товарищами-инженерами придумал, как конструировать такие мостовые переходы.
Транссибирская магистраль стала главной и самой крупной в России стройкой конца XIX – начала ХХ века. Именно для неё Проскуряков конструировал железнодорожные мосты общей длиной 7 тысяч километров! Представь: это было более 100 лет назад!
Транссибирская железная дорога связала многие населённые пункты Сибири – Челябинск и Владивосток через Омск, Иркутск, Хабаровск и другие города, между которыми практически не было нормальных дорог. Тайга да бурные широкие реки… Чтобы покорить их, пришлось построить аж 28 мостов!

Фото с сайта http://www.russika.ru
Амурское чудо
Один из спроектированных Проскуряковым и его другом, инженером Григорием Передерием, мостов Транссиба – хабаровский – до сих пор называют амурским чудом. В 1916-м (в нынешнем году сто лет этому чуду!) 2,5-километровый мост с железной дорогой был чуть ли не самым длинным в мире. В честь наследника-цесаревича Алексея этот мост назвали Алексеевским. А торжественная закладка моста состоялась в 1913 году, в год 300-летия дома русских царей Романовых. Над возведением моста трудились 3 000 человек! А главное, что этот мост стоит до сих пор, несмотря на то, что его пытались взорвать в годы Гражданской войны.
В 80-х годах прошлого века его реконструировали и укрепили, расширив количество железнодорожных путей и транспортных полос для автомобилей. В газете «Гудок» вышла информация о том, что руководство Дальневосточной железной дороги решило создать музей истории моста через Амур, и вскоре была собрана уникальная экспозиция.
И всё же Проскуряков не останавливался на достигнутом. Он очень хотел создать идеальный мост. Таким стал знаменитый мост через Енисей. Он простоял более 100 (!) лет и несколько лет назад был демонтирован, несмотря на то, что его признали памятником истории и культуры. И именно за этот мост инженер Проскуряков получил Большую золотую медаль Парижской выставки научно-технических достижений!.. Но не нашлось в то время таких технологий и материалов, которые помогли бы восстановить и укрепить уникальный мост. А жаль.

Сам Эйфель сказал: «Победа за вами!»
В 1900 году в Париже на Марсовом поле проходила международная техническая выставка. 35 стран разместили здесь свои павильоны. Внимание зрителей было приковано к Эйфелевой башне – самому высокому в те годы в мире сооружению, построенному в 1889 году французским инженером и, между прочим, мостостроителем Александром Эйфелем.
«Кроме парижской ажурной башни-гиганта восхищение участников и посетителей выставки вызвали двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Рудольфа Дизеля, первые радиоприёмники, сконструированные Александром Поповым и Гульельмо Маркони. Поражали воображение только что изобретённая турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями работавшего во Франции русского инженера Александра Ладыгина, модель первой электростанции общественного назначения Томаса Эдисона… Все эти учёные и конструкторы, а ещё и великий химик Дмитрий Менделеев, лично участвовали в выставке, – рассказывает профессор Юрьев. – И вот они зашли в российский павильон. Несколько часов разглядывали воспроизведённое в чертежах, картах, схемах строительство Транссибирской магистрали. Поражали не только масштабы проекта, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией: Японией, Китаем, Кореей! При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение. «Боже мой, да это же чудо!» – воскликнул он. И обратился к Менделееву: «Где этот гениальный конструктор? Позовите его сюда!» Когда смущённый Проскуряков подошёл к группе величайших учёных века, Эйфель сказал ему: «Этим проектом вы сразили меня. Победа за вами!» Дизель, Маркони и все остальные рукоплескали Лавру Проскурякову. Нашему земляку».