Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:00, 14 марта 2025
 79

Думайте! Рождайте вопросы! Находите ответы!

14 марта празднуется Международный день вопросов

Существуют как минимум две версии появления Дня вопросов. Согласно первой, этот праздник придуман для того, чтобы побудить родителей посвятить целый день своим маленьким детям, задающим множество вопросов, от которых ни в коем случае нельзя отмахиваться. С помощью вопросов «почемучки» познают мир. Наблюдая за молодыми папами и мамами, вижу, как одни терпеливо, обстоятельно общаются с детишками, уважительно, серьёзно относятся к каждому их вопросу, и как другие это делают на ходу, грубо пресекая любую попытку ребёнка о чём‑то спросить, так постепенно погибает детское любопытство. Хочется призвать всех родителей терпеливо, спокойно общаться с детишками.

Вторая версия связана с Альбертом Эйнштейном.

День рождения великого физика приходится на 14 марта 1879 года. Если именно день рождения Эйнштейна лежит в основе праздника, то тогда получается, что он посвящён не только детям, но и пытливым взрослым, которые, подобно Эйнштейну, ставят перед собой всё новые задачи.

Учёному удалось найти ответы на очень важные вопросы в области физики. Эйнштейн — автор более 300 научных разработок, важнейших открытий в области физики и лауреат Нобелевской премии по физике.

Учёному принадлежит поучительное высказывание:

«Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодняшним днём, надейтесь на завтрашний день. Главное, не переставайте задавать вопросы».

В жизни очень важно не переставать задавать как можно больше вопросов себе, своим друзьям и близким и отвечать на встречные вопросы.

Именно вопросы поддерживают общение, являются сутью беседы. В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак. Тот, от кого исходит вопрос, обычно ожидает ответа. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется. 

Спрашивают о чём‑либо для разрешения сложных ситуаций и выяснения обстоятельств.

Существуют особые, жизненно необходимые вопросы, ответы на которые способны перевернуть сознание человека, кардинально изменить позицию, точку зрения, направить по нужному пути и заставить задуматься, почему всё происходит именно так, а не иначе.

Велико значение вопросов в педагогике. Они побуждают к самостоятельной мыслительной работе, более того, зачастую пробуждают её. Ответ, который ученик даёт в результате размышлений над вопросом, лучше запоминается.

Вопросы способствуют вовлечению учеников в обсуждение материала урока (невозможно оставаться пассивным слушателем, когда задан вопрос), помогают устанавливать и поддерживать личный контакт с каждым учеником.

Грамотно сформулированный вопрос позволяет школьнику раскрыться, чувствовать себя более уверенно; продуманный блок вопросов к конкретному ученику позволяет учителю лучше понять, насколько глубоко и осмысленно им освоена тема, в какой мере он умеет применять свои знания в различных жизненных условиях, то есть вопросы обеспечивают эффективную обратную связь.

В 2020 году Леонид Куницын написал интересное стихотворение «Вопросы, вопросы». Предлагаю прочитать:

Вопросы, вопросы, — они, как матросы,
Солёные, будто морская волна,
Вопросы рождают улыбку и слёзы,
Вопросами жизнь вокруг нас соткана…
Ещё как родился, на свет появился,
Задашь ты нелепый и глупый вопрос:
Как ты в том саду невзначай очутился,
Какой тебя аист на Землю принёс…
Вопрос может быть и заумным, и глупым,
Не каждый найдёт на вопрос тот ответ,
За них попадает, бывает, и в зубы,
А если ответишь, бывает, и нет…
Всю жизнь на вопросы мы те отвечаем,
Всегда их решаем, находим ответ,
Не зная вопроса, в тупик попадаем,
А зная ответ, нам включается свет…
Вопросы бывают, как майские грозы,
Нечаянно бьют они по голове…
Иные, напротив, — как майские розы,
Помогут без боли пройти по судьбе.
Вопросы — источник безмерного счастья,
Лишь с ними построишь ты свой диалог,
Лишь с ними пройдёшь через шторм и ненастье,
Лишь с ними осилишь немало дорог…
Вопросы возникнут, когда ты в печали,
Когда будто валится что‑то из рук,
Когда неожиданно все замолчали,
Спиной повернётся твой преданный друг.
Вопросы, вопросы, — как много их стало,
И времени меньше даётся на них,
Вопросы — всё те же морские кораллы,
И ставит вопросы загадочный стих…
Вопросы мы в школе за партой решаем,
Вопросы нам ставит прекрасная жизнь,
С вопросами мы человека прощаем,
Когда без вопросов он катится вниз…
Вопросы звучат и в жару, и в морозы,
Без них не получится строить свой путь,
Лишь тот, кто ответит на эти вопросы,
Сумеет расправить широкую грудь...

 
Хочу рассказать, как неожиданный вопрос внука Давида заставил задуматься и искать ответ.

Сначала о том, как возник вопрос. Пребывание в любом санатории мы с женой всегда стараемся совмещать с экскурсионными поездками. В тот раз вместе с нами были дочь и внук-подросток. 

Лично глубоко убеждён, что экскурсии — это прекрасный способ познакомиться с новым местом, расширить кругозор, узнать историю и культуру, это отличное средство для отдыха и развлечения. Отправляясь на экскурсию, человек одновременно и обучается, и развивается, и воспитывается, формирует собственное мировоззрение.
Экскурсия — это ещё релакс, так как она предполагает смену обстановки. Слушая гида и гуляя с экскурсионной группой, человек отдыхает от рутинных хлопот и полностью забывает о них. А современному человеку это просто необходимо! Посещая экскурсии, человек учится быть толерантным к чужим традициям, устоям и укладу жизни. Замечено, что поклонники экскурсий всегда более уравновешены и спокойны, чем те, кто предпочитает проводить свободное время, не меняя обстановки. 

Как‑то мой брянский коллега прислал фотографию, где он запечатлён на фоне североосетинского Даргавса. Но одно дело город мёртвых увидеть на снимке, совсем другое посмотреть воочию. Поэтому, будучи в прошлом году в санатории в Пятигорске, принимаем решение в выходной день однозначно ехать в Северную Осетию. А в следующее воскресенье потянуло отправиться в горную Ингушетию. И в Осетии, и в Ингушетии внук обратил внимание на тучные, казалось, бесчисленные стада овец, пасущихся на горных склонах.

Не может не броситься в глаза тот факт, что огромные стада находятся под приглядом пары-тройки пастухов. Если стадо существенно поменьше, то при нём вообще нет пастуха. 

Давид наблюдал, а потом вдруг спросил:

«Как могут управлять большущим овечьим стадом два человека и как может стадо пастись само, а если оно уйдёт далеко и потеряется?»

Вспомнились картины из собственного детства, многие жители окрестных сёл держали на личном подворье овец, но, чтобы они паслись без пастуха, такого не было. Гид, который сопровождал нас в Северную Осетию, к сожалению, на протяжении всей экскурсии разочаровывал своими познаниями. А вот с экскурсоводом в Ингушетию нам повезло, гид Оксана обладала просто колоссальным багажом информации. Про таких говорят: «Ходячая энциклопедия!» Вот и решили мы с Давидом у неё спросить про овец, про то, почему они пасутся без пастухов или с малым их количеством.

Полученной информацией во многом были удивлены. 

Да, действительно, в горах и предгорьях сплошь и рядом разводят овец, потому что испокон веков они давали горцам мясо, курдючный жир, молоко, шерсть, кожу, из молока варили сыр, из шерсти делали одежду. Мы привыкли считать овец, баранов довольно глупыми животными. Во время экскурсии нам прямо на дороге встретилось большущее стадо овец, видно, пастухи перегоняли его на другое место. Слышно было, как они покрикивали на животных каким‑то особым, гортанным голосом. При пастухах было несколько собак, которые тоже оказывали определённую помощь.

Гид Оксана, обращаясь к нам, говорит:

«А вы присмотритесь повнимательнее. Среди овец вы больше никого не заметили?»

Присмотрелись, и в самом деле, в стаде было несколько козлов и коз, причём козлы были крупные, матёрые. Возникает вопрос: какова их роль? 

Оказывается, козлы и козы есть практически в каждой овечьей отаре. И отводится им роль вожаков. Овечье стадо возглавляет не баран, а козёл. Такая практика уходит своими корнями в глубь веков. Козёл, возглавляющий стадо овец, встречается даже в фольклоре. Оксана сослалась на ингушский народный эпос. Так вот в этом эпосе пастуха Колояканта иногда подменяет по работе некий козёл, умеющий говорить по‑человечески. Логичен другой вопрос: а что, на роль вожака не может претендовать крупный, взрослый баран с мощными, сильными, крепкими рогами? Нрав у баранов ещё тот! Сколько раз доводилось видеть битвы баранов. Если уж начнут выяснять отношения, то берегись. Разборки были продолжительными. Сначала баран пятится задом, а потом разбегается, набирает скорость и сталкивается лбом с противником. И так раз за разом. Глаза при этом у сражающихся животных наливаются кровью. 

Но даже самый большой баран не годится на роль вожака в своём стаде. Просто истина в другом: даже самый глупый козёл умнее самого умного барана. Недаром в народе говорят: глуп (глупа) как овца. Бараны не обладают лидерскими качествами, их место, так сказать, «в толпе». Бытует даже пословица: «куда стадо, туда и овца». Вот овцы и бараны и ходят тупо в стаде, но если этим стадом не управлять, то животные могут разбрестись куда попало. А в козле изначально заложена тяга к лидерству, что помогает хорошо справляться с ролью вожака. Козлы с желанием и удовольствием берут на себя эту роль. Овцам ничего не остаётся, как признать лидерство козлов, подчиняться и следовать за ними. Как выяснилось, козлов использовали, когда овец отправляли на стрижку и даже на убой. На мясокомбинатах раньше держали специального козла, который отправлялся в цех убоя животных, а бараны доверчиво шли за ним, хотя и пугались шума и запаха крови. Такого козла называли «козёл-провокатор». Само собой, что он оставался цел и невредим. 

Вот так вопрос внука раздвинул границы наших познаний.

Вопросы – это великое дело. Пусть у каждого из вас, дорогие читатели, рождаются интересные вопросы. Задавайте их — и находите ответы! И получайте от этого истинное удовольствие!

Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×