Свет и музыка в акварелях Егора Хребтова
-
Галина Половина, заведующая сектором живописи, скульптуры, ДПИ, отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
-
Галина Половина, заведующая сектором живописи, скульптуры, ДПИ, отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
Работы художника можно увидеть в Белгородском государственном художественном музее
4 октября в Белгородском художественном музее открылась небольшая персональная ретроспективная выставка «Акварельные переливы» члена Союза художников России Егора Хребтова, приуроченная к 75-летию со дня его рождения.
Выставка сформирована из восьми графических работ разных лет исключительно из музейных фондов. К сожалению, в запланированное участие работ из собрания семьи художника, СВО внесла свои коррективы, родственники не смогли предоставить работы на выставку из‑за отсутствия их в Белгороде по понятным причинам. Но даже столь небольшой по количественному составу формат выставки даёт ёмкое представление о творчестве художника, его жанровых и тематических предпочтениях, открывая зрителю автора тонкого лирического мировосприятия.
Егор Иванович Хребтов, Егор, как попросту и нежно называли его мы – друзья и товарищи по творческому цеху – был талантливым художником, «на все руки мастер», как говорят «золотые руки», при этом очень скромным, добрым, интеллигентным человеком с чудесной, обаятельнейшей улыбкой.
Егор Хребтов родился 7 мая 1949 в селе Крапивное Яковлевского района Курской (ныне Белгородской) области. Окончил художественную школу, служил на Балтийском флоте матросом на ракетоносце, награждён медалью «За воинскую доблесть». В армии в свободное время писал портреты сослуживцев, капитанов, матросов морского флота, в 1970 году в Ве́нтспилсе, портовом городе в Латвии, где служил Егор, состоялась его первая персональная выставка. После армии он поступил в Харьковское государственное художественное училище, которое окончил в 1974 году.
Много лет работал в Белгородских производственно-художественных мастерских и внёс свой профессиональный вклад в оформление эстетического облика г. Белгорода. С 1970 года он – постоянный участник областных, республиканских и всероссийских выставок. В 2005 году принят в Союз художников России по секции графики.
Основной сферой его творческой деятельности с молодых лет стала работа в технике акварели в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Егор посвятил свою жизнь одной из самых капризных и сложных графических техник, неслучайно, так как очень тонко чувствовал саму природу акварельного материала – нежную, прозрачную и изменчивую. Постепенно постигая таинство и богатство всевозможных приёмов акварельного живописного письма, он стал одним из ведущих мастеров этого вида искусства на Белгородчине, радовал на протяжении многих лет белгородского зрителя произведениями, наполненными светом и воздухом, «музыкой» то звонких, то нежных и мягких переливов цветовых отношений. Его акварелям присущи насыщенность цвета, сила, мощь и лёгкость одновременно, он использовал в своих произведениях разнообразные возможности этой техники: от приёмов а ля прима по сырой бумаге до многослойного письма, иногда комбинируя эти приёмы в одном листе.
Егор Хребтов не писал работы на социальные темы, круг его интересов был сосредоточен на простых людях из его окружения и природе в разных её проявлениях. Сюжеты его акварелей непритязательны и незатейливы на первый взгляд.
Его пейзажи с изображением скромных мотивов российских ландшафтов, с точно переданным состоянием в природе, навевают то грусть, то светлые воспоминания, связанные с первым выпавшим снежком, или с открывающимися из‑за холма белгородскими далями с меловыми оврагами. Старые баньки, тихие дворики из его деревенского детства, запорошенные снегом, звучат как‑то по‑особенному музыкально. Из‑за природной скромности художника немногие знали, что он не просто, по его словам, «дружил» с музыкой, он любил её, хорошо понимал, учился в детской музыкальной школе по классу баяна, прекрасно владел инструментом.
В мастерской Егора на полке стоял старенький, дорогой ему с молодости магнитофон, и мастерская часто во время процесса создания новой акварельной работы наполнялась музыкой Чайковского, Грига и других композиторов. В тандеме с другими видами искусств, очевидно, художнику было легче уловить необходимую эмоцию, почувствовать общую тональность своего будущего произведения.
А ещё Егор Хребтов любил говорить:
«Отдых не входит в устав творческого человека, карандаш, блокнот, всегда со мной, краски, этюдник готовы быстро фиксировать мгновения природы… акварель не терпит лености».
Он много работал как в мастерской, так и на пленэре в Белгородской области, часто бывал в Сибири, на Байкале. Пейзажи белгородского и байкальского циклов несут в себе и точно переданный тёплый колорит южных мест, и сдержанно-холодный, подчёркивающий суровый климат сибирского края.
Художник не любил копировать в точности природный мотив. Он говорил:
«Когда я с этюдником встречаюсь с природой, то вслушиваюсь в тишину — она тоже музыка. Выбираю запавший в душу вид ландшафта, осмысливаю виденное… никогда не копирую…».
Видимо поэтому в передаче суровой жизни Байкала («Прохладный день», «Сибирская деревня», «Река Ангара», «Порт Байкал») художник романтизирует её через цветовой строй, обобщение, отсутствие второстепенных деталей, концентрируясь на главном: величественных сопках или холодной зяби озера, тяжёлых, низко плывущих над ним облаках, стоящих на рейде, или проплывающих кораблях…
Немалое место в творчестве художника занимали цветочные натюрморты: «Цветы», «Букет» «Цветы у окна», «Флоксы» и другие. Он часто писал их либо обобщённо пышными букетами в вазах, любуясь крупными соцветиями, светящимися на тёмном фоне, либо стоящими на подоконнике и как бы растворяющимися в пейзажной среде за окном, подчёркивая, что цветы — это тоже часть природы, её прекрасное воплощение. В этих цветочных натюрмортах наиболее ярко выражались эмоции автора, восхищение их недолговечной красотой, стремление как можно скорее запечатлеть их роскошь или тихую прелесть на бумаге, выразить через них нежные чувства, посвятив любимой жене Татьяне.
Однажды очень образно о работах Хребтова сказал мой бывший коллега Игорь Михайлович Капустин, много писавший о белгородских художниках:
«…он «берёт» воздух свежей весны, зной лета, прозрачность первых дней осени, ловит их свет на кончик кисти и кладёт на лист белой бумаги, преображая первозданность…».
В каком бы жанре не работал Егор Хребтов, пейзаже ли, натюрморте, его произведения всегда были глубоко прочувствованными, лирическими высказываниями, отражавшими очень личные, интимные переживания, проникнутые то восторгом, то лёгкой грустью от осознания скоротечности жизни с её мимолётной, ускользающей красотой…
Галина Половина, заведующая сектором живописи, скульптуры, ДПИ, отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея