Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 18 сентября 2024
 877

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки

Часть вторая

Продолжение интересного рассказа о вишнях и всём, что с ними связано.

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.

«Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»

Когда я был дошкольником, то детского сада в селе ещё не было. В школу тогда брали с семи лет. Когда мне исполнилось шесть лет, в селе организовали детскую площадку, куда работающие родители могли отдать для присмотра детей дошкольного возраста. Но так как я до шести лет был при бабушке Моте, то попытка родителей отправить меня на площадку ничем хорошим не закончилась. И я остался при бабушке, чему был несказанно рад, потому что до шести лет я пребывал в совершенно другой обстановке и в совершенно ином окружении. Утром родители меня к ней приводили, вечером забирали. Обычно за мной заходил отец, когда возвращался из сельской кузницы, где работал соответственно кузнецом. И шли мы домой не по улице, а как говорили в селе, «огородами».

Как были устроены деревенские усадьбы? За домом и двором, где размещались различные хозяйственные постройки, был сад, который по периметру, как правило, обсаживали сливами и вишнями, сады были огорожены, ниже сада шёл огород. Сады и огороды разделяла стёжка, тропинка. К соседу или к соседям, таким образом, можно было попасть не только с улицы, но и с огорода. Мы с отцом шли по этой стёжке, разговаривали, обсуждали проблемы и так доходили почти до дома, часто отец сажал меня на плечи, здорово было так передвигаться и обозревать всё вокруг. Мы рассматривали растения, птичек, восхищались красотой нашей природы. Особые чувства восторга ощущались тогда, когда расцветали плодовые деревья, когда вишни утопали в цвету и их цветущие ветки нависали над нашими головами. Стоял неумолчный гул пчёл, которые неустанно трудились, им надо было ведь успеть взять с цветков обильный взяток. С тех пор навсегда со мной строки Николая Алексеевича Некрасова:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клён…
Шумят они по‑новому,
По-новому, весеннему…

 

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки - Изображение Фото: Николай Рухленко

Вишнёвый клей

Как не вспомнить про вишнёвый клей?! Мы, дети, считали его лакомством. Бывало, найдёшь и радуешься, считая за счастье. Что это такое? Оказывается, это болезненное явление, которое характеризуется выделением на стволе, ветках вишни янтарной или бурой густой и клейкой жидкости. По‑другому это явление называется камедетечение, или гоммоз.

Что способствует появлению вишнёвого клея, или камеди? Причины самые разнообразные: ранения, морозобоины, неблагоприятные условия произрастания, повреждения насекомыми, поражения микроорганизмами. К необходимым профилактическим мерам в борьбе с камедетечением деревьев относятся соблюдение правил агротехники, хороший дренаж почвы, правильные обрезка и удобрение, лечение морозобойных трещин и ран, опрыскивание бордоской жидкостью. Рекомендуется остерегаться тяжких поранений в вегетационное время и выбирать более рыхлую землю. Как лечебное средство советуют вырезание ран до здоровой древесины.

В 60-е и 70-е годы прошлого века ещё очень активно писали письма. Чем, вы думаете, заклеивали конверты наши родители, бабушки, дедушки? Правильно! Вишнёвым клеем. Он очень прочно клеит бумагу, даже лучше, чем клейстер. В школе на уроках труда камедью мы клеили поделки из бумаги, картона. Схватывались полоски бумаги намертво
 

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки - Изображение Фото: Николай Рухленко

Вишнёвые хвостики

Наша соседка, её звали Прасковья Ивановна, обращалась к моей маме:

«Фрося, ты, пожалуйста, как будешь обрывать вишни, не выбрасывай хвостики с них, мне они нужны».

Под хвостиками подразумевались плодоножки, которые удерживали вишнёвые плоды. Прасковья Ивановна их сушила в тени под навесом. Уже сухие складывала в бумажный пакет.

Зачем соседке нужны были плодоножки? А вот зачем. Из них она готовила то чай, то отвар, то настой. Как она говорила, это ей помогало справляться с подагрой и выводило из организма песок. Оказывается, плодоножки могут помочь также диабетикам, имеют мочегонный эффект, предотвращают образование тромбов, нормализуют пищеварение, улучшают состояние организма в целом. Вот тебе и хвостики! 

Мамино вишнёвое варенье

Вишнёвое варенье в нашей семье было любимым. Мама его варила каждый год помногу. Своих вишен, то есть из собственного сада, было маловато. Как сейчас помню, за вишнями с утра отправлялись в её родное село Захарово. В вишнёвых садах оно утопало. К тому же были и заброшенные сады, это те, хозяева которых покинули село, уехав в город. Мама была очень юркой и ловкой. Бывало, облюбует вишню, усыпанную спелыми плодами, подвяжет фартук, чтобы класть сорванные вишни, быстро взберётся на самый верх дерева и рвёт вишни. Приносили их домой, но я прекрасно знал, что мама не будет медлить с вареньем, чтобы ягоды, как она говорила, «не дай Бог не дали кислинку».

Варенье она варила с косточками. Мама предпочитала варить варенье не внутри дома на кухне, а на свежем воздухе. Для этого в саду она клала с двух сторон несколько кирпичей, на них устанавливала специальный 20-литровый алюминиевый чугун, разжигала дрова. И начинался процесс варки. Настоящим лакомством была пена, мама заранее, перед этим днём, пекла вкуснейшие оладьи, на этот пир приглашались все соседские мальчишки и девчонки. Счастью не было предела. Этот способ приготовления обеспечивал сохранность аромата и вкуса ягод, а также позволял избежать пригорания и неприятного привкуса. Мама иногда позволяла себе экспериментировать. То в вишни добавит немного крыжовника, то смородины. Холодильников тогда не было, в погреб она варенье никогда не спускала, чтобы оно не приобрело запаха сырости. Варенье хранилось в сухой, прохладной кладовке, причём никогда не прокисало, хотя металлических крышек тогда ещё не было, банки с вареньем она закрывала бумагой и завязывала шпагатом. Вишнёвое варенье на семейном столе было практически всю зиму.
 

Вишнёвый креатив жены

В нашей семье и сегодня вишнёвое варенье остаётся любимым. Причём, как ни странно, из шпанки и с косточкой. Чтобы ягоды не сморщились, а кожица не треснула, жена предварительно их бланширует, то есть опускает вишню в горячую воду, но не в кипяток, на одну-полторы минуты.

Сироп жена готовит отдельно. Она засыпает вишню сахаром, только белым, и ставит в холодильник на 7 – 8 часов. За это время вишня выделит сок. Затем доводит массу до кипения и отставляет для остывания. После этого сироп сливает и уваривает его. Густоту варенья она регулирует временем варки. Когда сироп готов (а его готовность проверяется таким образом: в ледяную воду нужно капнуть сироп, если он не расплылся, а остался в виде капли, то он готов), в него можно класть ягоды, варятся они пять минут, и варенье можно раскладывать в стерилизованные банки. Таня (жена) очень любит эксперименты. То в варенье добавит ванили, то гвоздики, то цедры лимона, то ложку коньяка, вишня здорово сочетается с корицей, мускатным орехом. Поскольку мы живём в квартире, то варенье приходится варить на электрической плите. Очень важно, чтобы в это время на плите не готовилась другая пища, особенно та, в которую добавляются специи. Вишне свойственно впитывать посторонние запахи, а так не хочется, чтобы любимое вишнёвое варенье отдавало тмином или кинзой, например. Как‑то прочитали мы, что в старину наши предки из вишен делали клёцки. Решили попробовать. Вишни отварили в воде, выбрали из них косточки, протёрли массу сквозь сито, добавили протёртый белый хлеб, по вкусу сахар и корицу, разбили несколько яиц, замесили тесто, слепили клёцки, обжарили их в масле. Получилось что‑то такое необычное, интересное. Посыпали сахаром, можно сахарной пудрой. С чаем пошло неплохо. Из вишни получаются очень вкусные компоты. Особенно в сочетании с другими фруктами и ягодами: клубникой, малиной, яблоком, абрикосом, смородиной.
 

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки - Изображение Фото: Николай Рухленко

Вареники с вишней – это очень вкусно!

Летние вареники – это, конечно, вареники с ягодами. Вареники с земляникой, клубникой, смородиной, крыжовником, малиной, вишней. Многие хозяйки предпочитают вареники с вишней, причём с косточкой. Почему? Потому что вишня не течёт. Вареники с вишней обычно делают солидных размеров. Это объясняется желанием положить в качестве начинки как можно больше ягод.

Великолепные вареники получаются у моей жены. Весь секрет в тесте. Оно воздушное, мягкое. Про такое говорят: «Хоть губами ешь». Таня варит вареники на пару. Как она готовит тесто? В большую миску разбивает два яйца, слегка взбивает, добавляет две столовых ложки сахара, щепотку соли, стакан кефира комнатной температуры, три столовых ложки растительного масла, венчиком всё перемешивает, затем всыпает стакан муки, перемешивает, ещё стакан муки, перемешивает. Третий стакан муки высыпается на поверхность стола, содержимое миски соединяется с мукой и хорошо вымешивается. Когда тесто вымешено, то оно кладётся в целлофановый пакет и на час отправляется в холодильник – созревать. По истечении часа начинается лепка вареников. В каждый вареник добавляется немного сахара, потому что любая, даже самая спелая вишня всё равно имеет кисло-сладкий вкус. А все мы по натуре в какой‑то мере сладкоежки.

Попробуйте сделать вареники по такому рецепту. Не пожалеете!

Чеховский «Вишнёвый сад»

Однажды знакомая учительница, причём очень хорошая, спросила у ребят:

«Как вы думаете, кто в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» главный герой?»

Дети задумались и молчали. Один по одному стали говорить. Кто считал Раневскую главным героем, кто – Лопахина, кто‑то – Петю Трофимова. Один юноша встал и основательно стал говорить:

«Смею предположить, не кто главный герой, а что. Ответ в названии пьесы. Главный герой – это вишнёвый сад, символизирующий Россию. Показательны слова Пети Трофимова: «Вся Россия — наш сад».

Учительница от этого ответа пришла в восторг, она восхитилась. Действительно, образ вишнёвого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Сад по ходу действия претерпевает изменения: в начале пьесы он цветёт, а в четвёртом действии его рубят — сад погибает. Сад имеет конкретное реалистическое наполнение: это имение, это собственно сад, это его плоды. Сад также имеет обобщённое, символическое значение. Сущность героев определяется отношением к саду. Раневская и Гаев нежно любят свой сад, но не находят в себе силы его продать и в итоге его теряют. Лопахин не хочет передавать сад в чужие руки и покупает его. Покупка сада Лопахиным символична: она указывает на смену правящих классов в России. Петя и под его влиянием Аня мечтают о новом саде, но забывают об уже существующем. Для них сад — это абстрактное будущее, не связанное с историческим прошлым и семьёй. Так как сад ассоциируется с Россией вообще, то его вырубка в финале становится предвестием трагических перемен в судьбе страны. Гибель вишнёвого сада символизирует гибель старой России. 

Мысль о пьесе, о её героях, образах всё настойчивее следовала за мной, овладевала всем существом. Когда я в 70-е годы прошлого века был старшеклассником, мы также изучали «Вишнёвый сад», но пьеса толковалась, конечно, с позиций коммунистической идеологии. Обозначались три темы. Основная из них – это гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психики дворянства. Характеры и настроения уходящего с исторической сцены дворянства воплощены в пьесе в образах Раневской, Гаева, Симеонова-Пищика. Гибель дворянского класса была исторически закономерна. На смену Раневским и Гаевым явилась новая общественная сила — буржуазия, воплощённая в пьесе в образе предприимчивого купца-промышленника Лопахина. Победа Лопахина над Гаевым и Раневской — вторая тема пьесы. Но торжество Лопахиных могло быть только временным. Чехов видел, что на арене общественной жизни появилась ещё одна социальная сила, вступившая в борьбу с буржуазией. Как развернётся эта борьба, автору было неясно. Но Чехов знал, что это будет борьба во имя счастливого будущего народа. В образах Трофимова и Ани и представлена Россия будущего. Это третья тема пьесы. Положив в основу сюжета продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трёх общественных групп: дворян, буржуазии и передовой интеллигенции. При этом образ самого вишнёвого сада отодвигался на задний план, становился просто фоном, местом, где разворачиваются события. 

Лично для меня представляет большой интерес толкование пьесы советским режиссёром Анатолием Эфросом:

«Жизнь как вихрь, а люди не успевают за этим вихрем. Мы слабее этого вихря, которому название время».

По мнению российского режиссёра Владимира Мирзоева, «Вишнёвый сад» — это пьеса обвала, трагикомического финала, когда прошлая эпоха и сросшиеся с ней люди вынуждены сойти со сцены, «торопливо сбежать на цыпочках». На этом основании напрашивается вывод: «Вишнёвый сад» — это пьеса о времени, как об основном понятии философии, мериле длительности существования всех объектов, это пьеса о необратимом течении, протекающем в одном направлении – из прошлого, через настоящее, в будущее. Вот вам и вишнёвый сад!
 

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки - Изображение Фото: Николай Рухленко

Ударение на втором слоге

Когда я работал в сельской школе, то практически каждый день слышал неправильную орфоэпию, местные жители произносили: грушОвый, сливОвый. А я, учитель русского языка и литературы, был обязан сформировать у детей желание, стремление следовать языковым нормам, согласно которым эти слова должны произноситься с ударением на первом слоге: грУшевый, слИвовый.

Я говорил ребятам:

«Контролируйте себя словами: грУша, слИва».

Для лучшего запоминания предлагал двустишие:

«Одна у нас отду́шина — компот вишнёво-гру́шевый».

Я всегда поощрял детские вопросы: задают – значит мыслят, думают. Вот и на этот раз Коля К. спрашивает, а сам хитро улыбается:

«В слове вишня, как и в словах груша, слива, ударение падает на первый слог: вИшня, тогда почему мы произносим не вИшневый, а вишнЁвый?»

А сам про себя думаю: «Ну, Коля, какой же ты умный, наверное, спал и видел, как учителя подловить, логика‑то железная!»

Прояснить ситуацию помог Чехов со своим «Вишнёвым садом». Константин Станиславский в своих воспоминаниях о Чехове писал:

«Послушайте, я же нашёл чудесное название для пьесы. Чудесное!» — объявил он, смотря на меня в упор. «Какое?» — заволновался я. «Ви́шневый сад», — и он закатился радостным смехом. Я не понял причины его радости и не нашёл ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление… Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской: «Ви́шневый сад. Послушайте, это чудесное название! Ви́шневый сад. Ви́шневый!» … После этого свидания прошло несколько дней или неделя… Как‑то во время спектакля он зашёл ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

Оказывается, в XIX — начале XX века существовали две нормы произношения слова: вИшневый и вишнЁвый. Первый вариант был предназначен для объектов, которые тесно связаны с вишней как деревом, второй вариант характеризовал цвет. Исходное название знаменитой пьесы звучало непривычно: «ВИшневый сад». Но Антону Павловичу это не понравилось, и он изменил ударение в слове на «Ё». Название пьесы стало известным широкой публике. Это сделало популярным слово вишнЁвый, что спустя годы привело к вытеснению из языка его конкурента. Слово с ударением на И теперь является орфоэпической ошибкой. 
 

Вишенная моя родина, или Вишнёвые зарисовки - Изображение Фото: Николай Рухленко

А вишен очень хотелось…

В санаторий «Поречье» мы приехали в середине июля. Санаторий находится в одноимённом агрогородке в Гродненском районе Гродненской области Республики Беларусь в 30 километрах к северо-востоку от центра Гродно. Вокруг живописные места, много озёр, в лесах полно малины. Был как раз сезон черники, уже пошла первая голубика. Осваивая пространство вокруг санатория, обратили внимание, что в садах, в палисадниках, во дворах местных жителей было много вишнёвых деревьев. Урожай был просто небывалым, созревшие вишни висели кистями, но их никто не рвал. Они обсыпались, лежали на земле, их клевали птицы. Возле санатория была беседка, её облюбовали подростки для торговли овощами и ягодами. Как я ни старался купить вишен, к продаже они не предлагались. Продолговатый столик в беседке был заставлен стаканами с черникой, голубикой, малиной. На вопрос: «Что ж так? Почему нет вишен?» услышал такой ответ:

«Вишня по популярности у нас уступает чернике, голубике. Кто ж её будет покупать, если есть черника и голубика. Варенье из неё тоже мало кто варит».

Стало всё понятно и как‑то даже обидно за вишню. А вишен очень хотелось поесть. Идём с женой по улице агрогородка, никаких высоких заборов, просто штакетник, спелые до черноты вишни висят над головами. Во дворах безлюдно, а в одном дворе была женщина и двое мальчиков, видно, сыновья. Обращаюсь к ней:

«А у Вас можно купить вишен? Продадите?»

Женщина, помедлив, говорит мальчикам:

«Нарвёте? Вот вам и заработок!»

После неудачных переговоров с сыновьями женщина говорит:

«Приходите через полчаса».

В тот вечер мы наслаждались вкусом спелой, сладкой вишни. Больше, как мы ни старались, купить вишен не удалось. Бывает и так.

Памятник вишне во Владимире

Рособрнадзор практикует проведение совещаний в разных регионах России. Местом одного из них стал старинный город Владимир. Всё свободное от совещательных дел время посвящаю, как правило, знакомству с достопримечательностями.

Гуляя по Владимиру, подошёл к интересному памятнику. Он представляет собой веточку с листиком и двумя ягодами. Вишенки лежат как будто бы на блюдце. Ягоды выглядят как настоящие. На листике видна каждая прожилка. Возле памятника стоит лаконичная информационная табличка, которая рассказывает о том, что владимирская вишня – это символ плодородия Владимирского края, что полная чаша спелой ягоды – это знак изобилия, гостеприимства и благополучия, что арт-объект установлен на смотровой площадке Спасского холма в октябре 2014 года в ознаменование возрождения белоснежных владимирских вишнёвых садов.

Сейчас словосочетание «владимирская вишня» мало о чём говорит. А в прежние времена эта ягода была известна по всей России, как тульский самовар, оренбургский платок, ростовские колокола. Владимирская вишня — такой же символ города, как и Золотые ворота. Вишня появилась во Владимире в конце ⅩⅤI века. Дерево не было приспособлено к здешнему климату, но забота и уход владимирцев сделали своё доброе дело, и вишня прижилась. Оценив вкусовые качества ягоды, её стали разводить в специальных вишнёвых садах, количество которых в дореволюционный период было почти четыре сотни. Вишню вначале разводили только в боярских, княжеских и монастырских садах, постепенно растение оказалось и в садах обычных горожан. Вкус владимирской вишни был настолько хорош, что эти ягоды поставляли к царскому и патриаршему столам. Владимирцы вывели много новых сортов вишни. Памятник вишне пользуется популярностью у туристов, практически каждый из них имеет желание сфотографироваться на фоне двух вишенок.


 

Памятник владимирской вишне Памятник владимирской вишне / Фото: Елена Мельникова

Пословицы про вишню

Про вишню придуманы пословицы:

«Ветер и вишнёвый цветок не могут быть хорошими друзьями» (этой пословицей подчёркивается несовместимость)

«Прошло три дня – увял вишнёвый цвет»

«Три дня не прошло, а вишня отцвела» (о быстротечности времени, об упущенных возможностях)

«С боярами не ешь вишен, а то костьми закидают» (в жизни соседствуют и барский гнев, и барская любовь)

«Были вишни, да все вышли» (так говорят, когда что‑то коренным образом изменилось в жизни)

«Сладко вишенье, да барско кушанье» (вишня изначально – это блюдо для высшего сословия)

«Слива цветёт – запах хорош, вишня цветёт – глаз не оторвёшь (о превосходстве одного над другим).

Пусть всё будет вишнёво!

Закончить хочу глубоким по сути стихотворением Алеси Синеглазой -

«Всё у неё по‑вишнёвому этим летом…»:

Всё у неё по‑вишнёвому этим летом,
Губы вишнёвые, платье вишнёвого цвета,
Каждую песню и каждое тихое слово
Ей переводит июнь на язык вишнёвый.
Как талисман, посылаемый кем‑то свыше,
В гущу событий вплетаются спелые вишни.
Так и живёт она, веря вишнёвому чуду,
Выдумав море вишнёвое из ниоткуда,
Если подумать, то есть очевидные плюсы
В жизни вишнёвой и в чае с вишнёвым вкусом.
Ветер вишнёвый в открытые окна дует,
Снятся ночами вишнёвые поцелуи,
Всё, что горит ярким пламенем и окрыляет,
Садом живым в этой девушке прорастает,
Видно, привыкли с душой ко всему относиться
Люди, в которых вишнёвая нежность таится.

 

Пусть у вас, дорогие читатели, всё будет вишнёво! Другими словами, смотрите на мир более позитивно!

Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×