Его Величество Словарь
-
Дмитрий Поляков, кандидат педагогических наук, заместитель директора Старооскольского института развития образования Оксана Филонова, учитель русского языка и литературы политехнической школы № 33 г. Старый Оскол
-
Статья
-
Дмитрий Поляков, кандидат педагогических наук, заместитель директора Старооскольского института развития образования Оксана Филонова, учитель русского языка и литературы политехнической школы № 33 г. Старый Оскол
-
Статья
Почему словари – это не скучные книги с большим объёмом информации, а незаменимые помощники в учёбе и развитии
Обычно первая встреча со словарём происходит в школе. Во всяком случае, так было во времена до широкого распространения Интернета. Тогда приходилось обращаться за разъяснением затруднений к словарям. Огромной популярностью пользовался «Большой энциклопедический словарь», где можно было получить дополнительные сведения из всех областей современного знания. По вопросам правописания чаще прибегали к помощи орфографических справочников, которых обычно в семье было несколько. А при подготовке к урокам английского языка в качестве помощника частенько привлекался англо-русский словарь. Вот и всё общение с Его Величеством Словарём. Но так уважительно, пожалуй, в те времена словарь никогда бы не назвали. Просто не задумывались о значении этой книги в своей жизни.
«Вселенная в алфавитном порядке»
Широко известно высказывание французского писателя Анатоля Франца: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке!» Но есть продолжение этого высказывания: «Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё». Нельзя не согласиться с этим высказыванием! Ведь словари отражают уровень развития нации в области материальной и духовной культуры.
Почему же наши современники всё реже листают словари в поиске ответа на волнующий вопрос? В эпоху Интернета ответ очевиден: за информацией большинство из нас обращается ко всемирной паутине. Такой путь проще, потому что доступнее и не требует никакого специального навыка. Не заставляет трудиться. Сложно оспаривать это. Тем не менее, он, этот путь, возможно, и приемлем в каких‑то случаях. Но всё же, если это касается детей, то здесь следует отчётливо понимать: лёгкость доступа к информации экономит время, но при этом расслабляет, отучает (или не приучает) маленького человека трудиться ради получения знаний. А это уже становится опасным!
Зачем взрывать «браздов»?
В соцсетях уже давно с большим ажиотажем пользователи обсуждают одну историю. Она настолько популярна, что стала уже притчей во языцех. Быть может, вы тоже о ней слышали. Как‑то первоклассникам дали задание проиллюстрировать известное четверостишие Пушкина из романа «Евгений Онегин»:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Кибитку дети представили в виде летательного аппарата (НЛО), причём у некоторых она была в форме куба (КУБитка). Этот НЛО летит и взрывает фантастических пушистых зверьков под названием «бразды» (бедные животные!). А чудовищный ямщик уже вырыл глубокую яму, чтобы этих «браздов» закопать. Жуть!
Другие ученики назвали кибитку «птичкой, летящей с Кубы и крыльями поднимающей снег»; «поездом, который очень быстро едет, и поэтому снег летит вверх и вниз» и даже «кибернетической, шустрой тёткой». Ямщик, по их мнению, оказался «дядей, профессия которого – таскать ящики»; человеком, роющим ямы, вероятно, карликом, «потому что сидит на чем‑то маленьком и прячется в ямку».
Реакция пользователей на эту историю выразилась в многочисленных громко хохочущих смайликах и поднятых вверх пальцах.
LOL, нечего сказать!
На ум приходят до боли знакомые строки Михаила Лермонтова:
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…
Словари бывают разные
На предложение учителя поискать в словаре непонятное слово ученик часто отвечает: «Зачем нам словарь, когда есть Google?!». Ох уж этот всемогущий поисковик! Панацея для всех страждущих. Достаточно произнести волшебное заклинание: «Ok, Google…», и секреты всего мира падут к твоим ногам.
Безусловно, интернет – основной источник информации для современных людей. Справедливости ради отметим, что в сети встречаются авторитетные источники с достоверной информацией. Но не каждый школьник будет искать именно их. Первыми в списке поискового запроса обычно идут самые популярные страницы у пользователей. К сожалению, к популярным вряд ли отнесешь электронные версии словарей.
«Ну и что? – продолжает возражать школьник. – Посмотрю я, как слово пишется или произносится, а если мне надо проект по истории или по химии сделать, чем мне эти ваши словари помогут?»
Невольно вспоминается эпизод из кинофильма «Девчата», когда Тося Кислицына в ответ на замечание о том, что из картошки можно приготовить только жареную и пюре, начинает, как из пулемета, обстреливать критика многочисленными названиями блюд: картофель фри, картофель пай, пирожки с грибами, с мясом, с капустой; картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный; картофельный рулет, картофельная запеканка; картофель тушёный; картофель молодой отварной с укропом, шаньги. Кстати, о том, что представляют из себя многие блюда, лесоруб Вася Зайцев понятия не имеет, тут как раз ему словарь бы и пригодился.
Недаром Дени Дидро тонко подметил: «На самом деле, цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям».
Особенно интересными являются словари-«библиотеки», которые включают в себя сразу несколько словарей. Например, «Малый словарь русского языка». В него входят «Орфографический словарь», «Этимологический словарь» и «Словарь иностранных слов». Кроме того, «Орфографический словарь» дополняют небольшие справочники о трудных случаях правописания.
В тематических словарях слова объединены по определённым темам. В картинных словарях значения слов, также сгруппированных по каким‑либо общим темам, раскрываются с помощью иллюстраций. Однако языковой материал в этих словарях ограничен в основном определённой лексикой. Этот список можно продолжать бесконечно: лингвистических словарей очень много и в каждом из них можно найти нужную информацию.
Вопрос в том, как научиться находить необходимые сведения?
Помочь ребенку понять, зачем нужны словари и как ими пользоваться – одна из задач обучения в школе. Ведь недаром умение самостоятельно добывать знания – ключевой метапредметный результат обучения, требуемый ФГОС общего образования.
Работа со словарем – один из этапов формирования словарной культуры, являющейся важным показателем уровня развития личности. Словарная культура выступает основой информационной грамотности.
Словари используются для общего знакомства с научным материалом, при изучении терминологии определенного раздела по предмету. С их помощью сравниваются и даются объяснения значений слов. Словарь используется для справок при чтении художественной литературы, особенно в ходе анализа языка художественных произведений. Словарь является главным помощником в работе над культурой собственной речи: многие слова выписываются, запоминаются, цитируются в сочинениях, в устных выступлениях.
Игры со словарями
Но порой интерес к слову возникает стихийно.
На одной из перемен дети и учитель бурно обсуждали предстоящие летние каникулы. Школьники делились своими планами на ближайшие три месяца. В разговоре прозвучала фраза: «На курорт отдыхать поедем». У детей вдруг возник вопрос: на курорте отдыхают или лечатся? С помощью словаря выяснили, что это слово заимствовали из немецкого языка в конце XIX века. Так в Германии называли местность с целебными природными свойствами («кур» — лечение, «орт» — место). Получается, что на курорте лечатся, а не отдыхают.
Так случайно возникла игра на тему «Летние слова». На следующий день ученики делились своими «открытиями»:
1. Дачей до XIX века называли владение, подаренное князем своему подданному.
2. Слово галька образовано от известного ранее ГАЛЯ (то же, что и голый), что означало «маленький круглый камень». Ничего общего данное слово с женским именем не имеет.
3. В основе слова гусеница лежит прилагательное usenъ, имеющее значение «волосатый» и восходящее к существительному «ус». Буквально это слово означает «покрытая усами».
4. Слово комар произошло от основы, обозначающей «шелест», «треск» (специфический шум от крыльев насекомых). Удивительным стало то, что это слово исторически является родственным слову «шмель».
Эта игра длилась до конца учебного года.
Другой пример. На уроке истории ученики прочитали фрагмент летописи. Их внимание привлекло предложение: «Мстислав ужика сый Роману от племени Володимеря, прироком (нареченного) Мономаха». Употребление слова ужик вызвало недоумение.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля знакомое всем слово УЖИК имеет ещё одно совсем непривычное для нас значение – родня, родственник.
Ужик – ужика, южик, южика – этим термином обозначалась в славянском языке совокупность всех членов родства и свойства. Происходит от слова уже, верёвка и родственно со словом узы, откуда узел. Однокоренным словом является и слово суженый.
Можно поиграть в игру «Кто быстрее найдет слово в словаре». Или открыть словарь на определённой странице, изучить значение представленных там слов и рассказать о том, какое слово или его значение больше всего удивило или оказалось незнакомым.
«Самый необычный словарь», «Словарь, поразивший меня», «Словарь – мой друг и помощник», «Словари 21 века», «К словарю – за информацией!», «Различные виды и типы словарей», «Толковые словари» и другие – интересные темы для проектной или исследовательской деятельности учащихся.
Но использование словарей, конечно, не должно ограничиться только уроками русского языка. На занятиях по другим учебным предметам при объяснении материала обычно вводится не изученная ранее специальная терминология, новые слова, обогащающие речь учащихся. Каждый учитель, объясняя тему урока, проводит работу со специальным словарём. Например, на уроках биологии при объяснении новых терминов можно порекомендовать ребятам обратиться к «Словарю биологических терминов и понятий» под редакцией Нины Шишкинской, а на уроках математики – к «Математическому энциклопедическому словарю». Изучение общественно-политической лексики на уроках обществознания с помощью «Словаря по обществознанию» под редакцией Юрия Петрунина поможет ученику сформировать своё мировоззрение, правильно воспринимать политическую обстановку в стране и в мире. А изучение терминологии на уроках химии позволит на начальном этапе анализировать состав лекарственных препаратов, рекомендованных врачом, поможет же в этом «Толковый словарь по химии и химической технологии, основные термины» под редакцией Юрия Лебедева. Несомненно, использование словарей во взаимосвязи с учебником позволяет учащимся лучше усваивать программный материал.
Родители также играют важную роль в приучении ребенка к словарю. Вначале следует обращаться к словарю не только тогда, когда возникает необходимость, но и просто для того, чтобы рассмотреть картинки, повторить алфавит, посмотреть, как устроена книга. Затем на своём примере показать, как пользоваться словарём, и делать это как можно чаще.
Если ребёнок поймет, что словарь – это не толстая скучная книга с огромным объемом информации, а незаменимый помощник, то работа с ним войдёт у него в привычку.
Конечно, словарная культура непременно должна быть и частью профессиональной компетентности педагога. Ведь учитель не перестаёт открывать для себя новое, никогда не останавливается в своём развитии. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться», — сказал Сенека. Это девиз учителя, который идет в ногу со временем. «Словом можно убить, словом можно спасти», – говорит поэт Вадим Шефнер. И это истина, с которой трудно поспорить. У нас есть великий язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать и о великой ответственности в обращении с ним. Ведь именно слова – «одежда» наших мыслей, определяющих качество тех условий, в которых мы живём.
В 1988 году Иосиф Бродский, российский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, выступил перед выпускниками Мичиганского университета в Анн-Арборе с речью, в которой перечислил шесть заповедей счастливой жизни человека. Одна из них звучала так:
«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл заботиться о точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днём в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику».
Поэтому хотелось бы, чтобы Его Величество Словарь стал настольной книгой каждого из нас.
Дмитрий Поляков,
кандидат педагогических наук, заместитель директора Старооскольского института развития образования;
Оксана Филонова,
учитель русского языка и литературы политехнической школы № 33 г. Старый Оскол