Время первых и 31-х
Движение Первых уже более двух лет объединяет в своих рядах самых ярких, целеустремлённых активных школьников по всей стране. Первые восстанавливают юннатское движение, играют в «Зарницу», создают собственные газеты и журналы, проводят спортивные соревнования, сохраняют историческую память о героях прошлого и настоящего, становятся участниками волонтёрских акций и марафонов. Но у белгородских школьников есть ещё одна точка приложения сил и раскрытия своих талантов – региональный проект «Время 31-х». Здесь ребята по‑взрослому разрабатывают и защищают свои проекты в самых разных сферах жизни.
Наука и творчество
Вероника Бутикова – ученица Разуменской школы «Вектор Успеха». И без пяти минут выпускница этой школы. Сюда она пришла в 6 классе и с этого момента жизнь её просто закипела:
«Всё моё взросление прошло здесь, я попала в такую большую школу, где столько новых незнакомых людей и столько возможностей, – делится Вероника. – Мне здесь захотелось всё попробовать. Сначала я стала участвовать в школьных олимпиадах по русскому языку, математике, биологии, химии. А потом меня увлекло Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых». Это объединение школьников, которые учатся достигать какой‑либо цели, а их действия направлены на улучшение жизни вообще всех. И ещё это движение даёт большие возможности. В октябре, например, нам провели мастер-класс, на котором нас готовили к публичным выступлениям – рассказывали, как интересно выступать, как правильно держать себя на сцене, как себя позиционировать».
Вероника активно включилась и в региональное «Время 31-х». Она участвовала в нём с проектом «Лаборатория VR в школе». Суть его в том, чтобы использовать очки виртуальной реальности при изучении отдельных предметов в школе:
«Мы предлагали сделать в нашей школе лабораторию, которая помогла бы нам в освоении некоторых предметов, – поясняет одиннадцатиклассница. – Например, с помощью виртуальных очков мы могли бы рассмотреть клетки. Очень часто в ходе изучения биологии требуется проводить лабораторную работу. Но не всегда есть возможность рассмотреть что‑то с помощью микроскопа. Во‑первых, его нужно достать из шкафа, перенести в тот класс, где идут занятия (в связи со сложной обстановкой мы не можем пока ходить по кабинетам), а потом ещё нужно настроить прибор. А так достаточно просто надеть очки и посмотреть внутрь клетки, используя записанное видео. С помощью очков VR можно и фигуры на плоскости рассматривать в стереометрии. Мы очень тщательно готовились, я даже обращалась за помощью к своему старшему брату Павлу, он меня консультировал. Мой проект прошёл в финал на отборочном этапе, хотя победителем, к сожалению, не стал».
На региональном этапе Вероника снова вышла в финал, но уже с другим, командным, проектом. Он касался разработки сайта по профориентации. Суть его сводилась к тому, что любой зарегистрировавшийся на платформе ученик мог увидеть все данные по Белгородской области – какие в регионе есть вузы, колледжи, куда можно поступить, чтобы получить ту или иную профессию:
«У нас мало в области такой информации, – говорит ученица. – Например, у нас, оказывается, есть инжиниринговый колледж, а я о нём сама не знала, пока не начала разрабатывать профориентационный проект. Я собирала информацию о вузах, делала подборки, потом разрабатывала концепцию самого сайта, дизайном занималась. Мы хотели это популяризировать, но эксперты сказали, что подобная идея уже где‑то звучала. Взяли другой проект».
Сейчас для Вероники «Время 31-х» сменилось временем подготовки к государственным экзаменам. Налегает на химию, поскольку решила поступить в медицинский вуз и стать стоматологом. А ещё у серьёзной девушки есть очень творческое увлечение:
«С недавних пор я занялась флористикой, но не живых цветов, а из искусственных, – рассказывает Вероника. – Например, создание роз из атласных лент. Такие букеты создаются в технике канзаши – это традиционная японская техника, которая зарождалась как искусство создания аксессуаров для волос из разной ширины лент, в первую очередь атласных, а также из небольших кусочков ткани, бусин и бисеринок. А ещё я люблю создавать ручные букеты из различных материалов – из бумаги, игрушек, фоамирана, лент, мармелада».
Уникальными букетами Вероника удивляет не только родных и близких, но и своего классного руководителя Светлану Сирич. На День учителя она сделала для Светланы Валерьевны фотобукет, где «цветочками» стали фотографии всех одноклассников.
IT, как ни крути
Одноклассник Вероники Егор Танцура такой же увлечённый и активный человек. Он участвовал в проектах «Время 31-х», «Школьный патент», «Большие вызовы», «Большая перемена»:
«Школьный патент» – это проект, который основан на исследовательской работе школьников по какой‑либо теме, – рассказывает Егор. – Я работал над проектом по когнитивной психологии – исследовал, как влияет стресс на учеников, и разрабатывал методики борьбы с этим. Некоторые вещи проверял на самом себе. Например, когда ты стрессуешь, можно о чём‑то хорошем подумать, вспомнить яркие моменты из своей жизни, чтобы отключиться от плохих мыслей. Этим можно себя успокоить и тем самым снизить стресс. Но этот проект пока ещё находится на стадии разработки».
Участвовал Егор Танцура и в программе «Время 31-х». Для неё он предложил проект «Твой главный помощник». Это приложение, по мнению создателя, поможет туристам и жителям региона изучить историю своего края. Для этого в «Помощнике» предусмотрена карта, на которой выделены достопримечательности, исторические места и знаковые объекты:
«Достаточно выбрать любое место, и сразу высвечивается вся история, связанная с ним: когда возникло, с чем связано, как проехать туда, когда лучше туда приехать, что изучить, – поясняет разработчик. – Можно выбрать город, и приложение само выдаст самые популярные его места, а также предложит туристический маршрут. Предполагалось, что такое приложение можно сделать по всем городам России – где что посмотреть, чем каждый город интересен, где музей, где памятник и так далее».
Автор проекта предусмотрел не только маршруты для тех, кто путешествует на машине, но и пешеходные экскурсии. А главная задача, которую ставил перед собой Егор: собрать всю нужную информацию на одной платформе, чтобы не бродить по интернету, не листать разные странички. Зачастую такие источники в сети содержат только значок о каком‑то музее, в лучшем случае, часы и дни работы:
«По моей задумке люди, открывшие «Помощника», смогли бы увидеть не только часы работы, но и информацию, когда возник сам музей, что было связано с его открытием, какие в нём идут сейчас выставки, – говорит Егор. – С этим проектом я дошёл до полуфинала, хотя в финал не вышел. Но победа не всегда самое главное – это был хороший опыт, который, уверен, мне пригодится в будущем. Я планирую поступать на IT-направление. И моя профессия, возможно, будет связана с обеспечением безопасности в сфере Интернета, а может быть, именно с созданием таких разработок. Я уже начал изучать написание сайтов. И, кстати, сделал сайт для Вероники. Я знаю, что она нашла себе интересное дело, и предложил ей создать под это сайт. Для меня это тоже полезная тренировка. Всё получилось – я написал сайт, настроил его, оформил. Всё работает. Там представлен ассортимент того, что она делает, а также соцсети, в которых её можно найти, фотографии».
Сейчас Егор Танцура, как и многие его сверстники-одиннадцатиклассники, занят подготовкой к выпускному экзамену. Но время от времени он находит минутку, чтобы заняться ещё одним любимым делом – музыкой. Записывает песни и выкладывает их в свободном доступе в ВК-музыке и на Яндекс.Музыке.
Арина Беседина