Метки#Белгород. Железнодорожный вокзал
-
Елизавета Жукова, Александра Коротких
-
Статья
-
Елизавета Жукова, Александра Коротких
-
Статья
Движение поездов на станции Белгород, узловой станций Юго-Восточной железной дороги, было открыто в 1869 году. Первым вокзалом служил жилой дом на станции, специальное здание было построено позднее.
В октябре 1941 года враг подступал к городу. За короткий срок предстояло вывезти на восток весь паровозный парк, оборудование, продовольственные запасы, составы с эвакуированным населением. Под огнём немецкой авиации эшелоны уходили в сторону Курска и далее, в глубокий тыл страны. Железнодорожники обеспечивали подвоз нашим войскам всего необходимого для разгрома врага на Курской дуге. Со дня оккупации Белгорода 24 октября 1941 года жизнь в городе затихла.
Летом-осенью 1942 года фашисты начали угонять жителей на каторжный труд. Отвечая отказом на требования оккупантов, люди подвергались насилиям и издевательствам. Некоторые даже сами причиняли себе увечья, чтобы не уехать в Германию.
«Тысячная толпа шла по белгородскому шоссе, провожая нас, томаровских девушек, в Германию. В Белгороде нас посадили в грязные товарные вагоны. На одиннадцатый день привезли в город Франкфурт. Гнали по всему городу под конвоем. Нас привели в распределительный лагерь. Каждому из нас повесили на шею доску с номером. Мой номер был 984, а на рукаве знак «Ост». Распределительный лагерь был настоящим невольничьим рынком.
Я попала на фабрику к толстому немцу Пауль Швенке в город Шторков-Марк. Жили мы в казармах, огороженных проволочной сеткой. Жизнь была хуже, чем у собак. Работали по 12 часов в сутки: неделю в дневной смене, неделю — в ночной. Ночная смена тяжелее всего. Работаешь на голодный желудок. За малейший проступок избивали.
Кормили нас так: хлеба давали на день 250 граммов. Утром — кофе несладкий, на обед — баланда, а вечером — брюква.
Однажды я сбежала из лагеря в деревню, чтобы заработать кусок хлеба. Лагерьфюрер, так называли коменданта лагеря, обнаружил, что меня нет. И когда я вернулась, он посадил меня в так называемый каменный мешок — тёмную, холодную, маленькую комнатку, где можно только стоять. Я простояла в ней с 11 часов до 6 часов вечера.
Кроме фабрики и бараков ничего не знали. Бывало, приду с работы, упаду в постель, наплачусь вдоволь, вспомню дом и с тем и засну. Все мы ходили изможденные, больные, с пожелтевшими лицами. Проработав на этой фабрике больше года, меня и некоторых других девушек отправили на земляные работы в Бреслау. Там нас заставляли работать без отдыха. Чуть опустишь кирку, получаешь пинок в спину.
19 февраля воины Красной Армии навсегда освободили нас из фашистской неволи. Со слезами радости встретили мы своих освободителей», — вспоминала Л. Ф. Попова, жительница пос. Томаровка, угнанная немецко-фашистскими оккупантами на каторжные работы в Германию в октябре 1942 года.
После того как в августе 1943 года город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, железнодорожный вокзал оказался в ужасном состоянии из‑за разрушений. Вместо его восстановления было решено возвести новое здание на старом фундаменте, которое имело лишь отдалённое сходство с предшественником.
В период оккупации город подвергся значительным разрушениям: десятки промышленных объектов были уничтожены, многие производственные зоны и железнодорожные пути также пострадали. 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода прозвучал первый праздничный салют. В процессе отступления враг бесчинствовал, разрушая всё на своём пути, пострадало и паровозное депо. Железнодорожникам было поручено в кратчайшие сроки восстановить транспортную сеть, чтобы обеспечить непрерывные поставки необходимых ресурсов на фронт.
После освобождения города в 1943 году были сформированы 405 добровольческих строительных бригад, в которых участвовали 4780 человек. Благодаря их усилиям восстановлено и адаптировано для жилья 57 тысяч квадратных метров. Белгородские железнодорожники, как и все жители, с большим энтузиазмом принимали участие в воскресниках, восстанавливая свой город из руин. В послевоенные годы под руководством Героя Социалистического Труда М. Л. Бондаренко была полностью восстановлена инфраструктура станции, а в 1949 году было возведено новое здание вокзала.
В 1960 году магистраль Курск — Белгород была электрифицирована на постоянном токе. В 1980 году «послевоенный вокзал» также был снесён, а спустя несколько лет на его месте возвели новое здание.
Елизавета Жукова, Александра Коротких