Мастера федоскинской миниатюры
Творческие династии в коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.
2024 год в России объявлен Годом семьи. Много мероприятий уже проведено, а сколько ещё впереди! Белгородский государственный художественный музей решил не оставаться в стороне от этого знаменательного «семейного года». И внимательно присмотрелся к музейной коллекции с точки зрения: а есть ли у нас в собрании семейные творческие союзы?
Каково же было наше удивление, что они не просто есть, а ещё и в каком количестве! Более 50 династических союзов мы обнаружили в музейном собрании. Мы не преследуем в сегодняшней статье охватить все семейные истории сразу, я познакомлю вас лишь с одной, династией Ларишевых, представленной в разделе декоративно-прикладного искусства постоянной экспозиции «Отечественное искусство ХХ-ХХI веков» Белгородского художественного музея.
На витринной полке, посвящённой лаковой миниатюрной живописи, соседствуют рядом работы Геннадия Ларишева (1929–2008) и его сына Германа Ларишева (1963).
Геннадий Иванович Ларишев — знаменитый мастер федоскинской миниатюрной живописи, народный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, родоначальник творческой династии.
Геннадий Ларишев родился в Москве в 1929 году. Окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, позже художественно-графический факультет Московского полиграфического института. С 1953 года работал художником лаковой миниатюры на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. В экспозиции представлены три шкатулки автора: «Тёплый вечер» (1990-е гг.), «Зима» (1996), «Хороша Маша, да не наша» (2001).
За долгие годы творческой жизни художник создал более 250 произведений лаковой миниатюры. Основными темами в творчестве автора стали фольклорные мотивы: народные сказки («Василиса Прекрасная», «Иван–Царевич», «Снегурочка», «Морозко», «От сказки к были», «Ковёр-Самолёт», «Царевич Елисей» и др.), военная тема «Вечное ожидание», «Старые письма» и другие, пейзажи, в основном это виды села Федоскино. Русский юмор выражен в работах («Запоздалый кавалер», «От всей души», «Хороша Маша, да не наша» и других). Введение анекдотических сцен, шутливых пародий на современные события – характерная черта творчества Геннадия Ларишева.
Среди федоскинских мастеров принято передавать знания и своим детям, обучая их миниатюрной живописи, как говорится в народе, «из‑под руки». Геннадий Иванович, собираясь в творческие поездки, часто брал с собой сына Германа.
Тогда ещё совсем мальчик вместе с учениками своего отца писал этюды древних монастырей и крепостных башен. Так Герман познакомился с удивительной архитектурой старинных русских городов, которая стала главной темой его миниатюрной живописи. Его миниатюры — это галерея видов российских достопримечательностей: соборы Московского Кремля, Троице-Сергиева лавра, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, дворец Шереметевых в Останкино. В путешествиях он делает зарисовки архитектурных памятников. Помимо архитектурных ансамблей, Германа Геннадьевича привлекает и бесхитростная красота маленьких городов. Сегодня Герман Ларишев продолжатель традиций федоскинского промысла и дела своих знаменитых родителей. Работает в классической технике лаковой миниатюры в жанрах лирического, архитектурного пейзажа сюжетно-тематической композиции. В экспозиции Герман Геннадьевич представлен работой «Троице-Сергиева лавра» (2005). Сюжет росписи – архитектурный пейзаж мужского православного монастыря.
Династии художников-миниатюристов оказали весомое влияние на сохранение традиций промысла его становления в меняющихся условиях современной действительности. Во многом благодаря семейным союзам секреты мастерства сохранились и до наших дней.
Людмила Булгакова, хранитель коллекции «Декоративно-прикладное искусство» Белгородского государственного художественного музея