Познакомимся с Лермонтовым
Творческое наследие поэтов и прозаиков занимает уникальное и важное место в культурной и социальной жизни каждого общества. Литература как форма искусства не только отражает исторические реалии и эмоциональный опыт людей, но и служит связующим звеном между поколениями. Творческое наследие страны – это не только источник вдохновения для будущих поколений, но и важный элемент культурного самосознания, который помогает нам развивать эмоциональную глубину.
15 октября в Пушкинской библиотеке-музее открылась выставка, посвящённая 210-летию Михаила Лермонтова. Зрителям представлены памятные предметы, издания, живопись и филателия, посвящённые поэту. В том числе творчество белгородцев, интересующихся жизнью и поэзией Лермонтова.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии БелГУ Маргарита Новак уже много лет исследует творчество великого поэта. В 1994 году Маргарита Владимировна побывала на Кавказе и это стало толчком к изучению творчества поэта, посвятившего Кавказу немалую часть своих произведений.
«Он не только поэт и писатель, но ещё и художник!» — уверена Маргарита Новак.
Рассматриваем экспонаты выставки. Вот кофейный сервиз, посвящённый юбилею поэта.
А картина «Похороны Лермонтова в Тарханах» заставляет зрителей задуматься о жизненном пути поэта. Её написал Заслуженный художник РСФСР Юрий Ромашков.
Два последних месяца жизни поэт провёл в Пятигорске, в небольшом домике под камышовой крышей. Он сохранился в первозданном виде и стал частью государственного музея-заповедника Лермонтова. Фотографию этого дома тоже можно увидеть на выставке. Некоторые предметы интерьера – письменный стол, кресла и другие предметы, принадлежащие Лермонтову, привезли сюда из Петербурга.
На другой фотографии – интерьер гостиной дома генерала Верзилина на территории комплекса «Музей Лермонтова в Пятигорске». Лермонтов часто бывал у Верзилиных в гостях. Один из таких вечеров стал роковым для писателя. Атмосфера встречи была непринуждённой, а шутки молодых людей очаровывали дам. Николай Мартынов, вошедший в гостиную, воспринял очередную словесную забаву Михаила Юрьевича как оскорбление своей чести. На закате вечера Лермонтов спросил, осмелится ли Мартынов вызвать его на дуэль. Утвердительный ответ оппонента стал отправной точкой к неминуемой гибели писателя…
Первый в России памятник Лермонтову создал скульптор Александр Опекушин. 13 лет всем миром собирали средства на создание монумента: сам российский император Александр Второй разрешил провести «повсеместную подписку» на сооружение памятника поэту в Пятигорске.
Есть в Пятигорске Лермонтовская галерея – концертный и выставочный залы. Она не имеет отношения к жизни поэта, просто названа его именем. Здесь выступали знаменитые писатели и артисты разных времён – Владимир Маяковский, Максим Горький, Фёдор Шаляпин и другие.
А вот фотография места, где на дуэли сошлись Лермонтов и Мартынов. Исследователи приложили немало усилий, чтобы найти географическое свидетельство последних часов жизни поэта. Небольшая поляна близ Пятигорска на северо-западном склоне горы Машук стала значимым местом для исследователей, изучающих биографию писателя.
«Он не боялся риска, был чуток душой», – отметила Маргарита Новак.
Маргарита Владимировна рассказала и о том, что в жизни будущего великого поэта большую роль сыграла его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
«Душевные отношения между бабушкой и внуком – пример домашнего и семейного воспитания, –отметила Маргарита Владимировна. – Семья Лермонтовых передаёт опыт поколений и показывает образец крепких взаимоотношений».
Именно бабушка просила отца поэта Юрия Петровича назвать внука Михаилом, так как это имя имело для неё сакральное значение.
Елена Атаманиченко