Легендарная баталия в масштабе
Начался новый учебный год – уроки, задания, книги, конспекты – всё, как обычно. Но есть одна тема, которую можно очень хорошо усвоить, просто сходив в музей. Всех, кто в этом году по истории будет изучать Полтавскую битву, да и тех, кто интересуется историческими событиями, фактами, документами, в Белгородском государственном историко-краеведческом музее ждёт выставка «Триумф под Полтавой». Здесь можно не только узнать с точностью до часа, как шло одно из масштабных сражений в истории русской армии, но даже посмотреть на его фрагмент, сделанный максимально достоверно в миниатюре.
Слава белгородских пехотинцев
315 лет прошло со дня битвы со шведами под Полтавой. Память об этом историческом событии сегодня бережно хранят работники музеев, учёные, художники, искусствоведы. А более трёх веков назад победу отмечали только молебнами в храмах. Воздавать должное героизму русских воинов стали только при Николае II:
«Самые большие торжества были в 1909 году. Именно тогда в Полтаву специально прибыл император Николай II и лично принял участие в пышных торжествах, которые длились четыре дня, – ведёт экскурсию старший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея Алексей Тельной. – Здесь всё было расписано по минутам. В первую очередь император посетил братскую могилу русских воинов. Затем открыл памятник коменданту города, защитившему горожан от войск противника, который безуспешно пытался в результате осады захватить Полтаву. Кроме того, Николай II в этот день принял участие в шествии крестного хода, присутствовал на осмотре войск. Также в Полтаве прошёл парад, в котором участвовали все полки, принимавшие участие в Полтавской битве. 27 июня у памятника Славы была сделана фотография со знаменосцами этих полков».
В память о Полтавской битве созданы различные монументальные произведения искусства, а на месте знаменитых редутов – оборонительных сооружений, сыгравших важную роль в исходе битвы, установили обелиски. При императоре Николае II они были с двуглавыми орлами, но уже в советские годы их заменили на гранитные, без символики царской власти.
В 1734 году решили создать ещё один монумент в память о грандиозном сражении – фонтан с Самсоном, который разрывает пасть льва, что символизировало победу России над Швецией. Но почему в качестве персонажа именно взяли Самсона?
«Дело в том, что Полтавская битва произошла 27 июня, в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, – поясняет Алексей Алексеевич. – Да и самого императора Петра I часто сравнивали с библейским героем. А судьба этого памятника такова: первый монумент создали из гипса, который под воздействием воды очень быстро испортился. Вместо него поставили другой памятник, однако во время Великой Отечественной войны он был утрачен – немцы вывезли его и до сих пор неизвестно, где он может находиться. В советское время воздвигли третий вариант памятника, хотя и не в каноническом стиле. Согласно легенде, Самсон силу свою имел за счёт волос. Благодаря им он мог не только бороться со львом, но и раздвинуть мраморные колонны. Так вот последний памятник изображает Самсона без длинных волос, хотя в первоначальном варианте у персонажа были и борода большая, и длинные волосы. Сейчас этот памятник находится в Петергофе».
Чтили Полтавское сражение и на Белгородчине. В память о нём в Борисовке заложили и в 1714 году открыли женский монастырь. На выставке в краеведческом музее есть открытка с фотографией этого монастыря, которая одна и сохранила его первоначальный вид. К сожалению, в советские годы все постройки храмового комплекса разрушили и уничтожили. В 2009 году Митрополит Иоанн издал повеление, чтобы на этом месте в дни торжеств под Полтавой проходили крестные ходы. С тех пор это ежегодно соблюдается.
Ещё одна дань памяти знаменитому сражению появилась в Белгороде 6 августа 2009 года на Народном бульваре, рядом с филармонией. Здесь установили Памятный знак в честь 300-летия Полтавской победы (1709–2009). На нём изображён Пётр I и пехотинцы Белгородского полка. Сделан знак по проекту белгородского скульптора Тараса Костенко. На 10-тонном каменном постаменте, привезённом из Старого Оскола, размещён бронзовый медальон диаметром 76 сантиметров и весом 200 килограммов. На нём выгравировано знамя полка, где изображены парящий орёл и лежащий лев. Казалось бы – где Полтава и где Белгород? Всё дело в том, что белгородцы приняли самое непосредственное участие в легендарной битве:
«Белгородский пехотный полк был создан в 1697 году из вольницы и солдат Преображенского и Семёновского полков, – рассказывает экскурсовод. – С 1698 года полком командовал полковник Савва Айгустов – генерал-майор и сподвижник Петра I. У нас память о нём сохранилась в Белгороде в названии слободы, которая так и именовалась – Савина слобода. Ныне это известный район Белгорода – Савино. Савва Васильевич и Белгородский пехотный полк сыграли в Полтавском сражении одну из главных ролей – им выпала задача оборонять редуты. Кстати, достоверно известно, что белгородские воины настолько храбро себя при этом проявили, что за время боя Пётр I давал им 12 раз своё милостивое слово».
Это был не единственный подарок Петра храбрым белгородцам: в 1712 году, спустя время после Полтавской битвы, царь пожаловал своим указом полку знамя, где изображался бегущий лев – символ поверженной Швеции, а над ним парящий орёл – символ России. В целом это отображало победу России над Швецией в Полтавской битве.
«Герб, который у нас сейчас является символом города, это уже не поверженная Швеция, – говорит Алексей Тельной. – Когда в 1728 году в губернии создавали герб, то взяли за основу именно то самое изображение – со знамени, но символика его была уже другая – геральдические фигуры стали смотреть в правую сторону: то есть лев теперь уже ни от кого не убегает, а спокойно сидит на траве и олицетворяет, как и во многих других гербах, силу, мощь и могущество. Да и орёл здесь уже спокойно парит в воздухе, символизируя власть и прозорливость».
В знаменитом сражении участвовали не только белгородские пехотинцы. Известно, что и белгородские драгуны проявили себя на поле боя. Всего при Петре I было четыре белгородских драгунских полка, которые принимали участие в Северной войне. Из них два стали участниками Полтавской битвы – Вологодский и Нарвский. Они формировались в Белгороде и основу их составили именно белгородцы, а уже впоследствии полки стали именоваться по названию городов, в которых находились.
Кстати, на выставке можно увидеть, как выглядела форма белгородских пехотинцев времён Полтавского сражения:
«Нам удалось воссоздать истинный облик солдата нашего полка: из верхней одежды у него был кафтан. Под зелёным кафтаном с красной подкладкой – красный камзол. На теле – рубаха, – рассказывает экскурсовод. – У солдат нижних чинов был короткий галстук, у офицеров – галстук побольше. Это видно по реконструкции обмундирования офицера. На камзоле высшего состава нашиты золочёные блестящие пуговицы. Кроме того, на выставке у нас представлена схема боевого пути Белгородского пехотного полка с 1700 по 1721 годы – фактически за всё время Северной войны»
1 х 20
Очень много информации можно почерпнуть на выставке – реконструкция военной формы времён Петра I, уникальные архивные документы, фотографии, но самый зрелищный экспонат здесь – макет фрагмента Полтавской битвы, где как на ладони открывается весь драматизм грандиозного сражения. Его автор – Станислав Осипов – с детства увлекается созданием военно-исторических миниатюр:
«Я сначала пробовал лепить из пластилина, добавлял кусочки фольги, имитируя доспехи, обрезки ткани, имитируя одежду. Уже после армии стал серьёзно заниматься, изучать соответствующую литературу. Я меньше художник, чем историк – мне важнее исторически достоверно выразить то, что я делаю, – рассказывает Станислав Аркадьевич. – Но чтобы сделать макет к 300-летию Полтавской битвы мне пришлось работать год».
Сначала прорабатывалась композиция – что, кто, где и как будет располагаться. Затем, когда утвердили схему макета, началось творчество. Станиславу Осипову пришлось сделать 94 фигурки воинов. 47 из них – солдаты русской армии и столько же – армии противника, а также 13 фигурок лошадей. Все фигуры на макете – лошадки, всадники, пехотинцы – сделаны из пластилина и проволоки. Это позволило показать различных персонажей в движении. Затем каждого нужно было «одеть»:
«Когда я стал работать над одеждой, то обратил внимание, что наши белгородцы были одеты так же, как шведы – в таких же мундирах, – поясняет автор макета. – Это немного упростило мою задачу – я шил сразу партиями. Строчил на обычной швейной ручной машинке, и даже вышивку делал на костюмах сам. Конечно, в одиночку было трудно: надо слепить фигурку, поставить, одеть её, что‑то сшить, что‑то привязать к ней, сделать орудие, которое будет говорить о роде войск. Но когда я нашёл оптимальный выход – делать сериями, дело пошло споро. У меня на макете всего 94 фигурки людей, поэтому я делал 100 шапок сразу или 100 пик. Точно так же поступил с амуницией, ремнями, сумками. Отдельно пришлось трудиться над пушками, орудийным и зарядным ящиками».
Макет сделан в масштабе 1 х 20, то есть всё здесь миниатюрное, но каждая деталь очень хорошо просматривается. Центральная часть композиции – редут. Главный здесь Савва Айгустов. Он на лошади, в офицерской форме. Савва Васильевич командовал всеми редутами – их было 10, а наш Белгородский полк был распределён по всем восьми редутам – два не были достроены. Сами фортификационные укрепления представляли собой укреплённые земляные валы, между которыми располагался ров, буквально нашпигованный кольями. Эти колья назывались рожон. Вот отсюда, кстати, берёт начало крылатое выражение «не лезь на рожон», то есть не испытывай судьбу.
Кроме пехотинцев в масштабной диораме воюют артиллеристы – кто заряжает, кто стреляет, кто прицеливается, а один даже замахивается банником на шведского гренадёра. Можно здесь увидеть и гандлангеров, которые управляли с помощью рычагов или верёвок пушкой. Если дословно перевести с немецкого название такого рода служилых, получается «длиннорукий». Их задачей было разворачивать хобот пушки, а также выравнивать её. Есть тут и бомбардиры – солдаты и офицеры, что легко читается по форме, ведь каждый одет согласно уставу.
С такой же исторической точностью представлены военные силы противника. По углам макета расположились главнокомандующие – Пётр I и Карл XII. Русский полководец, как и положено, на коне, а шведский король – на носилках, накануне он получил сильное ранение. Но самое интересное, что все детали и фигурки в макете созданы в такой динамике, что кажется – только нажми кнопку и попадёшь прямо в разгар сражения.
Познакомиться с макетом и другими подробностями знаменитой Полтавской битвы можно в историко-краеведческом музее до 27 октября 2024 года.
А увидеть ещё больше фотографий можно в нашем фоторепортаже.
Арина Беседина