Итоги аккредитационного мониторинга. О чём они свидетельствуют?
Теперь не нужно учреждениям среднего профессионального образования повторять эту процедуру раз в шеть лет, а школам раз в 12 лет. Государственная аккредитация стала бессрочной для всех школ, техникумов и колледжей, которые ранее уже прошли эту процедуру.
Станет она бессрочной и для новых образовательных организаций, которые появляются на образовательной карте Белгородчины, после успешного первого прохождения процедуры государственной аккредитации. Это касается школ-новостроек, школ, которые вводят новый уровень образования, например, школа была основной, а стала средней.
Техникумы и колледжи, введя новые специальности или профессии, затем выходят на их аккредитацию.
Как известно, цель государственной аккредитации — это подтверждение аккредитационным органом, которым в нашей области является региональное министерство образования, соответствия качества образования по заявленным для аккредитации образовательным программам аккредитационным показателям, которые устанавливаются Министерством просвещения России.
Важно отметить, что с 1 сентября 2023 года аналогично, как и с лицензированием образовательной деятельности, осуществлён переход на реестровую модель предоставления результата государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, которая предусматривает отказ от бланков свидетельств о государственной аккредитации на бумажном носителе в пользу реестровой записи. Как оказалось, это очень удобно.
Но в связи с бессрочностью государственной аккредитации возникла необходимость непрерывного системного анализа и оценки состояния образования, что и обеспечивает новая сущность — аккредитационный мониторинг, периодичность проведения которого должна быть не реже одного раза в три года.
Предмет аккредитационного мониторинга — это систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей, выявление проблемных зон. Результаты мониторинга подлежат комплексному анализу на всех уровнях — от федерального до институционального — и используются образовательной организацией при формировании и корректировке программ развития, образовательных программ, внутренней системы оценки качества образования, её критериев, планировании мероприятий по повышению качества образования.
Осенью 2022 года проходила апробация аккредитационного мониторинга, в которой от Белгородской области приняли участие две школы: Корочанская средняя школа-интернат и Белоколодезская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района. Апробировались семь аккредитационных показателей — по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, пять — по образовательным программам начального общего образования. В ходе апробации и по её результатам показатели редактировались, дорабатывались и в апреле 2023 года были утверждены совместным приказом Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзора. Данным нормативным правовым актом установлены процедура и сроки проведения, определены показатели мониторинга, методика и порядок их расчёта по всем уровням образования.
Количество показателей в настоящее время: по образовательным программам основного общего и среднего общего образования – по шесть, по образовательным программам начального общего образования – четыре.
Для успешного прохождения аккредитационного мониторинга установлено минимальное пороговое значение баллов, которое ниже максимального суммарного количества баллов за выполнение всех показателей. Это означает, что невыполнение отдельных показателей не приведёт к неуспешному прохождению аккредитационного мониторинга, но каждой образовательной организации должно быть присуще стремление сработать по максимуму.
Минимальное значение итогового балла на уровне начального общего образования – 30 баллов при максимуме 35 баллов, на уровнях основного общего и среднего общего образования — по 40 баллов при максимуме 55 баллов. Под выполнением показателя понимается достижение порогового значения суммарного итогового балла.
Школы Белгородской области впервые участвовали в аккредитационном мониторинге в 2023 году. Согласно принятому Рособрнадзором расписанию регион вносил сведения в информационную систему государственной аккредитации со 2 по 22 октября 2023 года. Департаментом по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области на всём его протяжении проводилась большая информационно-разъяснительная работа. Были определены региональный и муниципальные координаторы аккредитационного мониторинга, главная их задача — это контроль корректности заполнения школами данных в информационной системе.
В мониторинге приняли участие 524 школы, не участвовали школы, не имеющие государственной аккредитации (8), реализующие исключительно адаптированные общеобразовательные программы (2) или общеобразовательные программы в очно-заочной и заочной форме (1), подведомственные УФСИН (4), не имевшие обучающихся в 2023/2024 учебном году или выпускников в 2022 году (14). Всего школ, которые не принимали участие в аккредитационном мониторинге, — 29.
10 июля 2024 года на официальном сайте Росаккредагентства был размещён аналитический отчёт по итогам проведения аккредитационного мониторинга.
Направлениями анализа результатов аккредитационного мониторинга по образовательным программам НОО, ООО, СОО стали:
— достижение минимального значения итогового балла по всем аккредитационным показателям;
— достижение минимального значения итогового балла по всем аккредитационным показателям в разрезе уровней общего образования;
— анализ результатов аккредитационного мониторинга в системе общего образования в разрезе федеральных округов, субъектов Российской Федерации и образовательных организаций.
Из 524 школ, участвовавших в мониторинге, уровень НОО реализуют 506, уровень ООО – 497, уровень СОО – 333.
Достигли порогового значения суммарного итогового балла по уровню НОО 503 школы (99,41%), по уровню ООО – 497 школ (100%), по уровню СОО – 333 школы (100%). Если же исходить из общего количества реализуемых программ по всем уровням образования, то по 1333 программам из 1336 достигнуто пороговое значение (99,8%). Это лучший показатель в Центральном Федеральном округе (18 субъектов). В тройку лучших вошли также Московская область (99,7%) и Брянская область (98,7%). Самый низкий показатель в данной группе регионов составил 80,3%.
Первый показатель АП1 «Наличие электронной информационно-образовательной среды» выполнен всеми школами по всем трём уровням образования. Все школы за этот показатель получили по 5 баллов. К анализу принималась актуальная в период мониторинга информация. Значение показателя АП1 «Имеется» (5 баллов) присваивалось, если на официальном сайте школы были представлены не менее четырёх из семи компонентов электронной информационно-образовательной среды. Наличие компонентов от 1 до 3 соответствовало оценке «Не имеется» (0 баллов).
Компоненты данного показателя следующие:
— доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— локальный нормативный акт об электронной информационно-образовательной среде;
— наличие доступа к цифровой (электронной) библиотеке и (или) иным электронным образовательным ресурсам;
— наличие доступа к электронной системе учёта обучающихся, учёта и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник);
— наличие доступа к электронным портфолио обучающихся;
— наличие доступа к учебному плану, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей начального/основного/среднего общего образования;
— личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
Чтобы получить значение «Имеется» (5 баллов), школе достаточно было иметь личный кабинет в ФГИС «Моя школа». Почему такое преимущество имеет личный кабинет в ФГИС «Моя школа» перед всеми другими компонентами? Потому что практически все компоненты представлены в личном кабинете в ФГИС «Моя школа».
Второй показатель АП2 «Участие обучающихся в оценочных мероприятиях, проведённых в рамках мониторинга системы образования» не выполнила по уровню НОО одна школа из 506 (0,2%), по уровню СОО 18 школ из 333 (5,41%). Невыполнение в целом составило 1,42% (19 школ). По уровню ООО выполнение составило 100%. По факту участия школа получала 10 баллов, по факту неучастия 0 баллов. Из 19 школ, получивших 0 баллов, город Белгород – 1 школа, Алексеевский городской округ – 12 школ, Грайворонский городской округ – 1 школа, Ивнянский район – 2 школы, Красногвардейский район – 1 школа. Кроме того, 0 баллов у 2 государственных школ, расположенных в городе Белгороде и Алексеевском городском округе. Показатель АП2 свидетельствует прежде всего об участии школ во всероссийских проверочных работах. Это тем более значимо на фоне той работы, которая проводится в стране в плане упорядочения количества контрольных работ в школах. Аккредитационным мониторингом продемонстрирован приоритет всероссийских проверочных работ.
«Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, учёное звание и (или) учёную степень, и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы начального/основного/среднего общего образования» — это третий показатель (АП3). Не выполнен данный показатель 7 школами (0,52%), в том числе 1 школой — по уровню НОО (0,2%), 6 школами — по уровню ООО (1,21%). За этот показатель школа могла получить или 10 баллов, если доля равнялась не менее 50%, если от 20% до 49%, то 5 баллов, если меньше 20%, то 0 баллов. 0 баллов оказалось в зачёте у 7 школ: по уровню НОО – 1 (Красненский район), по уровню ООО – 6 (Грайворонский, Яковлевский, Шебекинский, Валуйский городские округа, Ракитянский, Красненский районы – по одной школе). 5 баллов заработали 67 школ: по уровню НОО – 36 (Алексеевский городской округ – 2, город Белгород – 2, Белгородский район – 3, Борисовский район – 1, Валуйский городской округ – 5, Грайворонский городской округ – 1, Корочанский район – 3, Красненский район – 1, Новооскольский городской округ – 1, Прохоровский район – 1, Ракитянский район – 4, Ровеньский район – 3, Старооскольский городской округ – 1, Шебекинский городской округ – 6, Яковлевский городской округ – 2), по уровню ООО – 28 (город Белгород – 1, Белгородский район – 4, Валуйский городской округ – 3, Губкинский городской округ – 5, Ивнянский район – 2, Корочанский район — 1, Ракитянский район – 1, Ровеньский район – 2, Шебекинский городской округ – 4, Чернянский район – 3, 1 государственная школа, расположенная в Новооскольском городском округе, 1 частная школа, расположенная в городе Белгороде), по уровню СОО – 3 (Белгородский, Ракитянский районы, 1 государственная школа, расположенная в Новооскольском городском округе).
Четвёртый показатель АП4 – это «Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю педагогической деятельности за последние 3 года, в общем числе педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы начального/основного/среднего общего образования». Данный показатель не выполнен 1 школой (0,07%) по уровню НОО (0,2%). Максимальное значение, равное 10 баллам, школы получали, если доля составляла 90% и более, от 70% до 89% — это 5 баллов, если менее 70%, то это 0 баллов. Не набрали 10 баллов по данному показателю 60 школ, в том числе: 0 баллов – 1 школа (Корочанский район), 5 баллов – 59 школ, из них по уровню НОО – 26 (Валуйский городской округ – 2, Волоконовский район – 1, Вейделевский район – 1, Грайворонский городской округ – 2, Губкинский городской округ – 2, Ивнянский район – 2, Корочанский район – 4, Красненский район – 1, Новооскольский городской округ – 1, Прохоровский район – 2, Ракитянский район – 1, Ровеньский район – 2, Старооскольский городской округ – 1, Шебекинский городской округ – 3, Яковлевский городской округ — 1), по уровню ООО – 20 (Алексеевский городской округ – 1, город Белгород – 1, Борисовский район – 1, Грайворонский городской округ – 1, Губкинский городской округ – 3, Ивнянский район – 1, Корочанский район – 2, Красненский район – 1, Прохоровский район – 1, Ракитянский район – 1, Ровеньский район – 1, Старооскольский городской округ – 2, Шебекинский городской округ – 2, Яковлевский городской округ – 1, 1 государственная школа, расположенная в Губкинском городском округе), по уровню СОО – 13 (город Белгород – 1, Борисовский район – 1, Валуйский городской округ – 1, Губкинский городской округ – 1, Ивнянский район – 1, Новооскольский городской округ – 1, Прохоровский район – 1, Старооскольский городской округ – 1, Шебекинский городской округ – 4, 1 государственная школа, расположенная в Губкинском городском округе).
Третий и четвёртый аккредитационные показатели характеризуют созданные в школе кадровые условия, которые во многом определяют высокое качество общего образования, воспитания и социализации обучающихся. Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ включают, прежде всего, укомплектованность организации педагогическими работниками, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. Каждая школа должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Как возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов должно реально рассматриваться сетевое взаимодействие.
Пятый показатель АП5 – это «Доля выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным учебным предметам при прохождении ГИА по образовательным программам ООО/СОО, от общего количества выпускников». При доле, равной менее 5%, школа зарабатывала максимальное значение – 10 баллов, при доле, равной от 5% до 9%, — 5 баллов, если же доля превышала 9% (10% и выше), то школа получала 0 баллов. Данный показатель не распространялся на уровень НОО. Не выполнили пятый показатель 24 школы (2,89%), в том числе по уровню ООО – 2 (0,4%) (Алексеевский городской округ – 1, Яковлевский городской округ – 1), по уровню СОО – 22 (6,61%) (Алексеевский городской округ – 1, город Белгород – 2, Вейделевский район – 1, Губкинский городской округ – 2, Грайворонский городской округ – 3, Ивнянский район – 1, Корочанский район – 2, Новооскольский городской округ – 1, Ракитянский район – 2, Чернянский район – 3, Шебекинский городской округ – 2, 1 государственная школа, расположенная в Ракитянском районе, 1 частная школа, расположенная в городе Белгороде).
14 школ по данному показателю по уровню СОО набрали 5 баллов из 10 возможных (город Белгород – 4, Губкинский городской округ – 1, Грайворонский городской округ – 1, Ракитянский район – 1, Чернянский район – 1, Шебекинский городской округ – 1, Старооскольский городской округ – 1, Яковлевский городской округ – 1, 3 государственные школы, расположенные в Красненском и Корочанском районах, Шебекинском городском округе).
Шестой показатель АП6 – это «Доля выпускников, получивших допуск к ГИА по основным образовательным программам ООО/СОО, от общего количества выпускников». Если доля составляла 90% и более, то школа получала максимум, то есть 10 баллов, при доле от 80% до 89% в копилку школы шли 5 баллов, при доле, равной менее 80%, школа зарабатывала 0 баллов. Шестой показатель не выполнен 2 школами по уровню СОО, что в целом по региону составляет 0,24%, а по уровню СОО – 0,6%. Данные школы находятся в Борисовском (1) и Вейделевском (1) районах. 12 школ набрали 5 баллов из 10 возможных, из них по уровню ООО – 3 (Валуйский городской округ – 1, Ивнянский район – 1, Прохоровский район – 1), по уровню СОО – 9 (Алексеевский городской округ – 1, город Белгород – 2, Белгородский район – 1, Валуйский городской округ – 1, Губкинский городской округ – 2, Красногвардейский район – 1, Ровеньский район – 1).
Пятый и шестой показатели обращают внимание на значимость государственной итоговой аттестации и допуска к ней. Имеются в виду выпускные экзамены и процедуры итогового сочинения (изложения) и итогового собеседования.
Наиболее трудновыполнимыми показателями оказались:
— доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, учёное звание и (или) учёную степень, и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы начального/основного/среднего общего образования (АП3);
— доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю педагогической деятельности за последние 3 года, в общем числе педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы начального/основного/среднего общего образования (АП4);
— доля выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным учебным предметам при прохождении ГИА по образовательным программам ООО/СОО, от общего количества выпускников (АП5);
— доля выпускников, получивших допуск к ГИА по основным образовательным программам ООО/СОО, от общего количества выпускников (АП6).
В план работы департамента по контролю и надзору в сфере образования на август 2024 года включено проведение индивидуальных собеседований с управленческими командами государственных и частных школ, не достигших пороговых и максимальных значений аккредитационных показателей. Цель собеседований – разобраться в причинах недостижения и побудить к улучшению ситуации.
Руководителям муниципальных органов управления образованием со своей стороны необходимо проанализировать итоги мониторинга и принять надлежащие управленческие решения с целью организации работы по обеспечению достижения пороговых и максимальных значений аккредитационных показателей. Несмотря на периодичность проведения мониторинга 1 раз в 3 года, его результативность может быть обеспечена только ежедневной системной работой. Муниципальным образованиям рекомендовано провести совещания по рассмотрению результатов аккредитационного мониторинга в разрезе каждой общеобразовательной организации.
От руководителей школ, не достигших пороговых и максимальных баллов по аккредитационным показателям, требуется анализ причин недостижения, корректировка управленческих действий, доработка программ развития, образовательных программ, пересмотр подходов в части обеспечения функционирования внутренних систем оценки качества образования, инициирование профилактических визитов.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области