Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:00, 03 июля 2020
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области 3723

Педагогика «Моего генерала»

Педагогика «Моего генерала» Иллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия Иванова
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья

Каждый человек – нужен; и нужно всегда оставаться человеком

Почему «Мой генерал» и какая педагогика? А вот почему. На Белгородчине в честь юбилея Великой Победы проводится среди школьников 5 – 11 классов конкурс сочинений «История моей семьи в истории моей России», одним из организаторов которого является Российский детский фонд и лично его Председатель Альберт Лиханов. Конкурс поддерживает Губернатор области Евгений Савченко. По итогам конкурса десяти авторам лучших работ от каждой школы будет вручена книга Альберта Лиханова «Мой генерал». Таким образом, книгу получат более пяти тысяч ребят. Написанная в 1974 году, она десятки раз издавалась в нашей стране и за рубежом. За неё автор был удостоен Государственной премии РСФСР. Книга просто потрясающая, не случайно признанная одним из лучших произведений отечественной литературы. Вот почему «Мой генерал». А о педагогике книги дальше…

Могучий источник воспитания

Имя писателя Альберта Лиханова для меня не новость. Знаю многое из его творчества. А вот роман для детей «Мой генерал» прочитал совсем недавно, хотя произведение и написано более 40 лет назад. Может быть, даже здорово, что с этой книгой познакомился в зрелом возрасте. Очень сильная вещь.

 Два года назад ко мне, тогда ещё начальнику управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования, на приём пришёл многодетный отец из Белгорода и поставил вопрос, почему в школе не изучается творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Я рассказывал про учебники по литературе, про образовательные стандарты, примерную основную образовательную программу, про требования, ими установленные. А отец всё не уходил из кабинета и спокойно, но настойчиво доказывал, что творчество Альберта Лиханова есть могучий источник воспитания детей. Последствием разговора стало направленное в муниципальные органы управления образованием и школы письмо о том, что департамент рекомендует произведения Альберта Лиханова для внеклассного чтения на уроках литературы, для использования во внеурочной деятельности.

Прочитав «Моего генерала», понял, не просто понял, а утвердился во мнении, что этот роман имеет мощнейший по силе педагогический потенциал.

Альберт Лиханов Альберт Лиханов / Фото: Владимир Юрченко

«Генеральские» привилегии

Роман рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых. События разворачиваются вокруг четвероклассника Антона и его деда Антона Петровича. Антон с родителями живёт в Сибири, дед – в Москве.

Антон – обычный мальчик-школьник. Только в отличие от других его дед – генерал. Долгое время не виделись внук и дед, внук мечтал о встрече. Через некоторое время дед выходит в отставку и приезжает в Сибирь. Антон несколько разочарован, потому что не такой представлял он встречу. Приехал обычный человек, а Антон ожидал увидеть его в военной форме и с медалями.

В повседневной жизни дед убирает квартиру, моет полы, печёт пироги, каждое утро ходит за молоком, нянчится с чужими младенцами. В классе проведали о дедушке-генерале, и класс переменился. Какие же перемены произошли? Антона-школьника начинают уважать, перед уроками все мальчишки подходили к нему поздороваться, и не просто, а «по петушкам», что было признаком высшего уважения. А девчонки, стоило только остановить на какой‑нибудь взгляд, улыбались в любую секунду перемены или урока. Антон получил привилегии: двойки проскакивали реже, да и те учителя ставили с оговорками. Физрук перестал придираться и срамить, когда не получалось упражнение на брусьях. Завуч не останавливала при беготне по коридору на перемене, директор всегда замечал и вежливо отвечал на поклоны. Антон быстро привык к привилегиям, первоначальная неловкость быстро рассосалась. И звали Антона теперь Генералом. Тема о школьных привилегиях может стать предметом большого разговора в педагогическом коллективе.

Затем дед идёт работать кладовщиком, Антон стал стесняться деда, так как считал, что не генеральское это дело, позор какой‑то.

Но старший Антон объясняет младшему, что любая работа достойна уважения: «Да что вы за чистоплюи! Нет стыдной работы, разве не знаете!»

 

Большой пример

Книга «Мой генерал» от первого слова до последнего формирует личностные черты и качества, которые в конечном итоге составляют воспитанность человека.

Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Антон Петрович как раз и есть тот большой пример и для своего внука, и для его родителей и сверстников, и для всего посёлка.

 Альберт Лиханов всей сутью романа убеждает, насколько важен в процессе развития и совершенствования личностных качеств растущего человека положительный пример как метод воспитания, сущность которого состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для пробуждения у детей стремления к активной работе над собой и преодоления имеющихся недостатков. Константин Ушинский подчёркивал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Лев Толстой писал: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Психологической основой влияния положительных примеров на воспитание детей является их подражательность. Антон младший не желает сначала подражать деду, не приемлет его жизненной позиции, даже отвергает её.

Удивителен по силе эпизод воскресника. Перед Новым годом в посёлке объявили воскресник. Требовалось расчистить пустырь. Все работали, было весело, настроение у мальчика хорошее. Но так было до тех пор, пока Антон не увидел деда, который, как все, был одет в телогрейку, на голове – лохматый отцовский треух, на руках – варежки из собачьего меха. Совсем не так Антон представлял этот момент: дед в форме, ордена сверкают, позументы горят, ребята им любуются. А тут, видите ли, шлёпает какой‑то старик – в валенках с загнутыми голенищами, с ломиком на плече, ну совсем не генерал. На вопрос одноклассника: «Он? Генерал?» — Антон пожал плечами и не просто ответил, а фыркнул: «Вот ещё!» По сути Антон отказался от собственного деда. А вечером перед сном дед преподал внуку замечательный урок, причём тонко, ненавязчиво, без назиданий и нравоучений, как бы между прочим, исподволь. Дед сказал:

— Сегодня один гражданин из вашего класса мою личность выяснял. Спрашивает: «Вы генерал?» Я подумал: раз у меня выясняет, значит, ты мной не козыряешь. Правильно. А то ведь за чужой‑то спиной нетрудно жить. Есть такие, видал не раз. Чужой славой пользуются и глаз не жмурят. – Он зевнул, добавил сонным голосом: — Ну, я и отказался. Говорю: «Пенсионер я!» Как полагаешь, правильно поступил?

Какое состояние в это время переживает мальчик? Он весь сжался, губы затряслись, ребёнка бросило в жар. При этом внук размышляет: «Вон как выходит! Я дедом козыряю, чужой славой пользуюсь!» Пример деда в очередной раз оказал сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств.

Действительно, педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.

К окончательному прозрению Антошка шёл долго и трудно, была мучительная внутренняя борьба, и тем ценнее сделанный вывод:

— Кончайте! Что вам мой дед дался! Я сам за себя отвечаю. И прошу меня из председателей снять. За позорное поведение. И за спекуляцию.

— Чем? – вякнул Пухов.

— Дедушкиной славой, осёл!

Имея за плечами большой педагогический опыт и все эти годы наблюдая, анализируя живые образцы трудолюбия, патриотизма, чести, этики, понимал и понимаю, что при наличии таковых школьник отчётливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера приобретает особое значение.

Пример родителей – один из самых эффективных методов воспитания. И в этом плане мы, читатели, спокойны за нашего маленького героя, ему повезло. Отца Антона уважают, потому что он отдаётся работе. Он заместитель главного инженера на строительстве электростанции. Мама Антона работает главным санитарным врачом района, она носится по району как угорелая, везде ей поспеть надо, чтобы была чистота.

«Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая» — так говорит сын. В семье нашего героя царит гармония, что очень важно для ребёнка, так как определяет характер.

 

Про «свадебных» генералов

Книга «Мой генерал» очень органично вписывается в философию региональной Стратегии развития образования «Доброжелательная школа», потому что она учит детей извечным нравственным ценностям: простому человеческому общению, милосердию, состраданию, дружбе.

Уникально само по себе высказывание Альберта Лиханова: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Добро должно быть деятельным, только тогда оно даёт результат. Генерал Антон Петрович Рыбаков как раз и является носителем такого добра. Казалось бы, что генерал будет исповедовать авторитаризм в отношениях… Но нет, он понимает, что в этом заключается главная причина отчуждения воспитанников от своих воспитателей, что есть другой подход, основанный на душевном соприкосновении, который называется гуманистической педагогикой.

Убеждён, что реализация программы воспитания и социализации, как обязательного в каждой школе документа, должна основываться в том числе на произведениях Альберта Лиханова, включая «Моего генерала».

… Как‑то Антон Петрович заявил своему сыну, когда тот хотел пристроить отца начальником отдела кадров на стройку, что не умеет быть свадебным генералом. Кстати, очень хорошая тема для разговора со школьниками в любом возрасте. Так вот Антон старший говорит Антону младшему:

— Позорное звание это, Антошка! Свадебный генерал! На свадьбу, например, зовут генерала. Чтобы было торжественней. Чтобы все говорили потом: «Это да, это – свадьба! Даже генерал был!» А генерал к свадьбе отношения не имеет. Ни сват ни брат. Вот и я не хочу быть таким генералом.

Антошка пытается возразить: «Так то свадьба!», на что получает однозначный и возмущённый ответ:

— Да никогда нельзя быть свадебным генералом! Нигде! Разве не понимаешь? Или работаешь как все, или…

Книга «Мой генерал» убеждает, насколько важны и необходимы методы одобрения и осуждения. Каждый ученик прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива, отдельных учеников. Если его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения, которое ещё больше стимулирует, побуждает быть лучше, энергичнее, деятельнее. Метод осуждения, наоборот, вызывает отрицательные внутренние переживания, которые заставляют анализировать свои действия, недостатки, чтобы соответствовать более высокому уровню требований коллектива. Школьник начинает обдумывать, как сопротивляться соблазнам, как управлять своим поведением. Роман «Мой генерал» в этом плане развивает у детей критичность к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

Воспитание человеческого

В романе «Мой генерал» что ни эпизод, то урок воспитания человеческого в маленьком человеке. Такие уроки запоминаются на всю жизнь, формируют характер, меняют внутренние установки.

В книге есть небольшая по объёму глава «Белка». Она про жизненный выбор. Очень часто приходится выбирать между чем‑то. Весь жизненный путь состоит из тех или иных каждодневных решений. Когда‑то этот выбор будет прост и незаметен, а иногда он может быть необычайно сложным и важным для личности. Решение порой становится определяющим для человека. После пионерского сбора Антон тащился по улице домой и вдруг увидел, как толпа старшеклассников лепила снежки и швыряла в стену нового дома, а там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка. Десятеро против белки. Но эти десятеро были людьми. Вариантов дальнейшего развития событий несколько: промолчав и не заметив, пройти мимо; присоединиться и начать швырять в белку; просто молча наблюдать и ждать, чем всё кончится. Антон с ненавистью закричал: «Вы, гады! Что делаете!» А в белку уже не снежки летели, а мёрзлые комья земли и камни. В конце концов белка упала вниз, а на шероховатом бетоне краснело пятнышко. И тут Антон вступает с толпой в самую настоящую схватку. Он швырнул портфель и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. А затем таранил следующего и следующего. Мальчишки опешили ненадолго и взялись лупить Антона. Неожиданно удары стихли. И тут Антон увидел деда, который сказал: «Я всё видел, ты молодец!» Этот эпизод многому учит. Ради спасения белки, протестуя против жуткой жестокости, заведомо зная, что силы не равны, наш герой сделал свой выбор – бороться за спасение беззащитной белки.

Военная тайна

Когда после отставки дед из Москвы приехал в Сибирь, между ним и Антоном состоялся разговор:

 — А настоящая военная тайна у тебя есть? Взаправдашняя?

 — Ещё какая.

 — Расскажешь?

 — Придётся, не помирать же мне со своей тайной.

 Эта тайна, как оказалось, связана с войной. Дед с внуком договорились весенние каникулы провести вместе. Сначала полетели на родину деда:

 — Надо заехать на родину. Поклониться отцу-матери. Вдруг не придётся?

Родителей своего дедушки Антон не знал. Поэтому просто задумчиво смотрел на кресты. Но наблюдательность мальчика позволила нам, читателям, ощутить состояние деда. Он стоял, сняв папаху, склонив голову, забыв про всё на свете: про внука, про своего сына и невестку, про сибирскую стройку, всё-всё забыл, всю жизнь, которая сейчас. Он смотрел на снег, на покосившийся крест, а видел не это, совсем не это, а что‑то другое, что только он знает и помнит. Никогда дедушка не был таким.

Автор книги тем самым подчёркивает, что на кладбище нужно ходить не потому, что все так делают, нужно ходить для себя, для своей души.

Жители родной деревни не отпустили генерала без обеда. Радушие и гостеприимство – это исконно русские черты. В комнате, за столом, сидели старухи и старики. На прощание генерал попросил спеть любимую песню мамы про солдата.

Затем в маршруте путешествия была Москва, где до Сибири жил генерал. Вот говорят, что скромность украшает человека. В этом плане глава «Его дом» позволяет организовать с детьми большой и нужный разговор о скромности. В доме деда внук обнаруживает стоящую на столе маленькую пушку с надписью «Майору А.П. Рыбакову в память об испытаниях», книгу с непонятным названием «Теория баллистики», автор которой кандидат военных наук А.П. Рыбаков. Оказывается, дед испытывал гаубицу, которая потом прошла всю войну, написал книгу. Всё это настолько повлияло на внука, что он принимает для себя взрослое решение быть офицером, учёным офицером. А дедушка при этом говорит: «Не забудь, это работа тяжкая. Учиться. В поле спать. Сильным быть. Ехать, куда пошлют. За других отвечать и самому ответа не бояться. Думай, Антон! Время у тебя ещё есть». Воспитательный эффект как раз и достигается благодаря подобным ситуациям. В такие минуты и приходит понимание, в чём выражается скромность. Это и умеренность во всех требованиях,
и отсутствие стремления к роскоши, и отсутствие стремления первенствовать, показывать себя; соблюдение рамок приличия, степенность в общении с другими людьми. Всё это было присуще Рыбакову-старшему. В христианстве скромность считается добродетелью.

 

«Не смей о людях думать равнодушно!»

Действие романа происходит не в военное время, но произведение пронизано этой темой, так как на долю многих героев выпали суровые военные испытания, патриотизм – одна из тем книги. Тем более что в современных условиях патриотизм и гражданственность имеют особое значение. Потому что без них нельзя возродить сильное государство, создать гражданское сообщество, привить людям понимание своего долга, своих прав, уважения к законам, к своей Конституции.

Последствия войны и её влияние ощущаются во всём.

В истории трубача, который сразу добровольцем записался, как только про войну узнал. Прославился он как храбрец необыкновенный. Попал в фашистский плен, в самое страшное место – в лагерь смерти. До войны он был музыкантом, играл на трубе. Фрицы создали из таких, как он, оркестр, который должен был играть весёлые мелодии в то время, когда пленных отводили в печь. Работа была страшная. Однажды он бросил трубу, стал топтать её, проклиная, что выучился музыке. Его избили шомполами и дали новую трубу. Но теперь в весёлой музыке слышались зловещие ноты, которые посвящались фашистам. Музыкантов не успели сжечь. Трубач вернулся домой, но никого не нашёл. Жена и сын погибли.

Война в истории старухи, ждущей сына. Большая территория, так как строится электростанция, должна уйти под море. Половина жителей деревни уже уехала. Но одна старушка упрямо повторяла: «Никак не могу!» Хотя колхоз ей на новом месте построил хороший дом. А она никак со своей покосившейся хибарой проститься не желает. Увидев генерала, старушка убежала в избушку и вышла с фотокарточкой сына Коли в деревянной рамке. Он на фронте пропал без вести. «Может, ещё живой?» – спросила нерешительно старушка, теребя тёмный фартук. Генерал разглядывал снимок, а потом спросил: «Ждёшь, мать?» В ответ услышал: «Как же я уеду‑то? Вдруг Коля придёт? А тут ничего и нету. Одна вода». Дед помолчал и сказал негромко: «Это ты зря, мать. Придёт твой Коля, найдёт и на новом месте. Не сомневайся».

Война в истории телеграммщика — спившегося, сломавшегося и опустившегося майора, не нашедшего себя в мирной жизни, потерявшего честь. Так бывает, когда проявивший себя на фронте человек, даже майор, оказывается не готов к мирной жизни, не может себя найти. Телеграммщик обидел деда. О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой‑то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: «Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!» Но была вторая телеграмма и вторая встреча майора-телеграммщика и генерала. Дед сказал: «Знаете, не могу о вас судить, потому что вижу всего второй раз. И не в этом дело. Не обязательно мне вас знать близко. Просто, если вы в самом деле майор, вспомните войну. Вспомните себя на войне. Не вообще на войне, а в трудный час. Каким вы были. Вспомните, это поможет». В ответ майор сообщил о том, что решил идти трудиться на стройку и нашёл в себе силы извиниться перед генералом. Значит, не всё потеряно и возрождение человека обязательно произойдёт.

Война в истории генерала Иванова, друга Антона Петровича. Глава про него названа «Настоящий человек». Совсем как «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Иванов – человек необыкновенный. У него нет обеих рук. Потерял их на берегу Днепра. Случайно остался жив. На память хранит ветровое стекло от машины с дырками от пуль. У Маресьева не было ног, но были руки. Как артиллеристу без рук? Но отсутствие рук не помешало ему продолжить боевой путь, сражаться дальше. Даже без рук. Его дрезденский манёвр уникален. Всю войну прошёл до конца. Получил две Звезды Героя.

Война в истории семьи Рыбаковых. Долго хранил Антон Петрович военную тайну. Всю жизнь её носил. Но, предчувствуя свой уход из этой жизни, решился поведать о ней. В начале войны дедушка был майором. Яростно бился майор. Сражался до последнего. Но пришлось отступать. Сильные были фашисты. Идёт майор с бойцами по дороге. По страшной дороге, на которой лежат мёртвые тела. И вдруг по мёртвой дороге идёт мальчик и поёт «Катюшу». Подошёл к дедушке, голову поднял, потому что высоко смотреть, и говорит: «Чего‑то все спят… И мама спит… Я её толкаю, а она не просыпается…» Забрали бойцы ребёнка с собой. На привале мальчик сказал, что ему три года и зовут его Серёжа, а маму зовут Катя и она любит песню про Катюшу. Вывел дедушка бойцов из окружения. Надо с мальчиком расставаться. И тут Серёжа первый раз за долгую дорогу вдруг заплакал. Задумался дед, написал письмо жене, поручил раненому знаменосцу довезти мальчика до Москвы. В каждом письме-треугольнике от жены была ладошка Серёжи. Так и рос мальчик Серёжа – будущий отец Антона — в семье деда. Вот так и узнали военную тайну генерала, которая заключалась в том, что генерал не был родным отцом Сергея, папы Антона. Он старался найти настоящего отца Сергея. Можно было, конечно, промолчать, но дед посчитал своим долгом сказать правду.

Книга «Мой генерал» убедительно воздействует на сознание, что главной ценностью является жизнь, потому что это великое чудо и величайшее благо, дарованное человеку. Важно любить свою жизнь и в то же время уважать и ценить жизни других людей, жизнь нужно всячески беречь и наполнять её лишь светлым и созидательным.

 

Иллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия Иванова Иллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия Иванова

Особый человек

Роман называется «Мой генерал». Генерал – это воинское звание, а также человек, имеющий такое звание. А ещё генералом называют того, кто играет ведущую роль. Антон Петрович Рыбаков, действительно, имел воинское звание генерала, но главное в другом: он, никогда не демонстрируя его окружающим, генералом был по своему влиянию на них, делая их чище, красивее, благороднее. Свою генеральскую шинель Антон Петрович надел в Сибири один только раз, чтобы успокоить людей, когда на посёлок обрушился небывалый снегопад, как говорит писатель, снеговал. Генерал рассуждал: армия рядом, значит, бояться нечего. В формировании внука он сыграл определяющую роль. Впрочем, как в жизни ещё многих и многих. Не зря же его хоронит весь посёлок. Рыбаков-старший – это тот особый человек, на которого хочется быть похожим. Антон Петрович стал и моим генералом, а книга – моей книгой. Мой в названии романа – это не просто и столько притяжательное местоимение, это слово, заключающее в себе и гордость за генерала, и нежность к нему.

Автор определил произведение как роман для детей, но книга адресована не только читателю-ребёнку, но и читателю-взрослому.

Очень важно, чтобы эта книга была на полке у каждого школьника, у каждой семьи, у каждого учителя-словесника, классного руководителя, директора школы. Очень правильно, если эта книга станет предметом чтения и обсуждения на читательских конференциях в наших школах, на сеансах семейного чтения, особенно в преддверии Дня Победы. Абсолютно все события, описанные в книге, воспитывают. Роман можно разобрать на цитаты.

Низкий поклон Альберту Анатольевичу Лиханову, автору книги, за педагогику добра и нравственности; за то, что создал книгу, которая учит поступать по совести; за то, что от первой страницы до последней эта книга утверждает: каждый человек нужен и всегда нужно оставаться человеком.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента –

начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×