Школьные стены, которые воспитывают и помогают учиться
-
Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
-
Статья
-
Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
-
Статья
С самого начала работы в школе я был абсолютно уверен, что интерьер школы и класса должен быть красивым, удобным, функциональным. Помню, в первый год работы в Орликовской средней школе Чернянского района мы с коллегой Раисой Сергеевной Борзиловой оформили и разместили в коридоре стенд о Наталье Гончаровой – жене Александра Пушкина. Нашли интересный материал, во многом меняющий укоренившееся на протяжении многих десятилетий отношение к этой женщине. Пришлось пережить косые взгляды зрелых, с большим стажем коллег, но зато дети не отходили от стенда, читали, обсуждали.
В школе очень содержательно проходили предметные недели, каждый класс выпускал тематическую газету. Интернета тогда не было, но было стремление отыскать новый материал, который бы развивал детей, удивлял, расширял кругозор, все газеты вывешивались в коридоре, детей от них было не оторвать. Каждый класс украшали живые цветы, тогда ещё отсутствовал запрет ставить цветы на подоконниках. Зато дети учились за ними ухаживать, любили их, восхищались красотой расцветающего бутона…
Центральный вход – лицо школы
Даже когда в 1988 году в школе в одном из классов обрушился кусок потолка и решено было по всей школе поставить подпорки, но почти двум сотням школьников нужно было учиться, то в качестве подпорок поставили не просто брёвна, а стволы берёз, что не угнетало детское настроение и мировосприятие. Рядом с этими берёзами дети даже фотографировались на память. Жить с подпорками орликовским ребятишкам пришлось недолго, уже следующий учебный год начали в новой красавице-школе, что позволило реализовать великое множество задумок по оформлению школы, уже никто не считал это дело головной болью. Все были уверены, что на воспитание должен работать каждый квадратный метр. Многие стенды делали своими руками или за счёт минимальных финансовых средств. При оформлении учебных кабинетов действовало правило: они должны помогать в успешности обучения. Можно по‑разному относиться к довольно распространённому в последнее время минимализму в оформлении, главное в другом – в педагогической целесообразности, в комфорте пребывания детей, в удобстве работы персонала, в силе воздействия на человека.
Так называемой визитной карточкой любой образовательной организации, её лицом являются центральный вход и центральный холл, вестибюль. Первое впечатление очень многое определяет. Встречающая тебя обстановка свидетельствует о наличии или отсутствии солидности школы, об уровне профессионализма и внутренней культуры коллектива. Сегодня во входных зонах в большинстве школ созданы привлекательный эстетический облик и позитивная атмосфера.
Очень важно, чтобы зона ресепшн со стойкой, за которой располагаются сотрудники, была достаточно презентабельной, а не просто функциональной. Необходимо обращать внимание на внешний вид указанных сотрудников, они должны быть опрятно одеты, у входа не должно быть свалки портфелей, детской одежды, обуви.
Обычно при входе в каждой школе размещены традиционные информационные стенды (расписание занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.). Не стоит забывать, что привлекают внимание только те из них, которые красиво и гармонично оформлены. Информация должна оперативно обновляться, быть актуальной. Раздражают устаревшие или недостоверные сведения. Особый настрой создают приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах, ценностях школы. Многие школы интересно представили идею доброжелательности.
Вестибюль школы — это особое место. Главное его назначение видится в том, чтобы ярко, красиво, убедительно, масштабно рассказывать об общешкольных делах, о важнейших новостях учебной и общественной жизни. Практически везде в вестибюлях, и это правильно, оформлены доски Почёта, на которых находятся фотографии выпускников-медалистов, выпускников-стобалльников, лучших учеников сегодня, ребят, совершивших благородный, мужественный поступок.
Эмоциональному подъёму в каждом, кто входит в школу, способствуют красочные панно.
«Доброжелательные» стены
Будем помнить, что воспитывают только грамотно оформленные стенды. Значительное влияние оказывают островки комнатных растений, придающие помещению своеобразный колорит и уют. Сегодня в школах распространены банкетки.
Изменилось отношение к оформлению окон. На смену шторам всё больше приходят жалюзи, эффект от которых совсем иной. Шторы изо дня в день дети видят дома, поэтому они ассоциируются с домашней, а не школьной атмосферой. Восприятие жалюзи более серьёзное, предпочтительное, и это правильно.
А что же стены, каковы их возможности, какие функции могут выполнять?
Школа невозможна без навигации, тем более если она большая, с множеством лестниц, переходов, коридоров. Не будем забывать, что каждый человек стремится к комфорту вокруг себя. Отсутствие навигации вызывает как минимум растерянность, а по большому счёту человек нервничает, начинает злиться, оставляя в своём банке воспоминаний негативный отпечаток о посещении школы.
Сегодня каждая уважающая себя образовательная организация никогда не допустит, чтобы посетители и родители блуждали по зданию в поисках того или иного кабинета. Очень важно, чтобы посетитель мог самостоятельно найти нужное помещение. Хорошо, когда каждый кабинет обозначен соответствующей табличкой. Но навигация – это не только и не столько таблички. Навигация – это система, которая наглядно показывает человеку, вошедшему в школу, что и где находится. Это средство, позволяющее визуально объединять школьное пространство, это язык, помогающий в нём ориентироваться, выбирать правильное направление движения. При этом во многих школах навигация является очень ярким элементом оформления. В настоящее время наши школы уделяют большое внимание внутренней навигации, при этом мало где имеется наружная навигация.
Необходимо понимать, что в навигационном комплексе будет представлено крупным шрифтом, что мелким. Чтобы помочь посетителям с большого расстояния выбрать верное направление движения, оправданным будет крупный размер напечатанного текста. Указатели для уточнения деталей на близком расстоянии содержат больший объём информации и соответственно оформляются более мелким шрифтом. Кроме того, есть различные комбинированные указатели с крупным заголовком и мелкой уточняющей информацией.
Белгородские школы организуют выставки, посвящённые актуальным проблемам современности, памятным датам, жизни и творчеству выдающихся людей, выставки в помощь образовательному процессу. Но особое место занимают выставки творческих работ учащихся. При этом выставка может показать достижения за определённый период целого коллектива (групповые выставки) или отдельного ученика, педагога, родителя (персональные). Каждой из выставок, как правило, присуще своё оригинальное оформительское решение, они хорошо вписываются в интерьер школы. Убеждён, выставка — это точка отсчёта, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.
Каждое участие в выставке связано с приобретением определённого опыта. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество учащихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов, экскурсоводов. Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы. Оформление выставки должно быть эстетически выверенным.
«Говорящие» стены
Стена – это ещё место общения. Таких стен в наших школах практически не встретишь. Почему, казалось бы, при идеальной чистоте, в некоторых школах не ощущаешь души, живости, теплоты. А потому, что детям всё нельзя: прыгать, громко смеяться, веселиться, бегать, высказывать мысли, отличные от общепринятых. На стенах размещена только стандартная информация, к которой дети, родители и даже педагоги в большинстве своём безразличны и равнодушны, при этом стенды оформлены по всем правилам, но так называемые правильные стенды не воздействуют на школьников, значит, не имеют необходимой ценности. А почему бы некоторые стены не отдать детям для того, чтобы они общались друг с другом? Мы всё чего‑то боимся: а вдруг дети напишут что‑то не то. Ну и пусть напишут: о том, что волнует, что радует. Здесь они могут написать, что потерялась какая‑то вещь, и попросить помочь её найти. А кто‑то повесит объявление, что готов отдать в добрые и надёжные руки щенка или котёнка. Каждый проведённый в школе день — это различные эмоции, ощущения, радости, переживания, это различные виды деятельности. Будет неплохо, если в каждой школе появятся такие говорящие стены.
Что касается выбора места, то лучше всего, если это будет большая стена на первом этаже, через который каждый день много раз проходят все дети, педагоги и родители. Нужную тему может подбросить кто‑то из педагогического или родительского коллектива. Переступают утром дети порог школы, а на говорящей стене написано: «Наше здоровье зависит от…»; или: «Чтобы быть здоровым, надо…». На говорящих стенах найдётся место для цитат, народной мудрости.
В этой связи на ум приходит высказывание великого русского педагога Константина Ушинского: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».
Это говорит о том, что говорящая стена будет воспитывать учащихся на подсознательном уровне.
Стена выступает также в качестве источника справочной информации. В нескольких школах приходилось видеть карту, на которой размещены культурные объекты Белгородской области: музеи, парки, памятники. Такая карта – это своего рода постоянное напоминание, как можно провести своё свободное время.
Если разместить на стенах карты мира, России, области, района, то визуализированная полезная информация будет восприниматься понятнее и проще, то есть стены содействуют запоминанию.
Разные пространства (актовый зал, столовая, спортивный зал, гардероб) предполагают разное настроение. Всё это к тому, что стена может и должна создавать настроение, лучше всего оптимистичное и доброжелательное. Пришёл ребёнок в школу, оставил одежду в гардеробе, идёт в кабинет, а на стене красивыми буквами написано: «Всё будет замечательно!» или «Твоё настроение в твоих руках!». Проходит ученик мимо актового зала и читает: «Гений — в каждом из нас!» Вот ещё несколько примеров из увиденного: «Улыбнись, и весь мир будет смеяться с тобой», «Успех приходит к тем, у кого хорошее настроение», «Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение», «Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих зависит не только твое настроенье, но тысячу раз настроенье других».
Очень часто и у школьников, и у родителей, и у гостей возникает желание сфотографироваться, школьная жизнь всегда в памяти. Все стараются выбрать интересный, яркий фон, поэтому в школе должно быть как можно больше стен, которые впечатляют и рядом с которыми хочется сфотографироваться, чтобы и через время взять снимок и показать своим друзьям.
Одна из стен, к примеру, в Орликовской средней школе выполнена из мозаики и представляет собой абстракцию, побуждающую к размышлениям, рассуждениям, фантазии, воображению, полёту мысли. За долгие годы стена не надоела, наблюдал за гостями школы, которые в первый раз переступали порог школы. Никто просто так не проходил мимо, все останавливались, рассматривали мозаичное полотно. Однажды меня спросили о смысле стены. К такому вопросу я был готов. Ответ был прост: «У каждого свой смысл, своя история». Оказывается, в школе очень важно иметь такие стены, которые будят творческую мысль, фантазию. Причём не только у детей, но и у взрослых, которые с удовольствием возвращаются в свои школьные годы.
Гармоничное пространство
Главным в школе должно оставаться высокое качество обучения, культ знаний. Знание куётся в предметных кабинетах, лабораториях, мастерских, стены которых в связи с этим тоже должны учить соответствующему предмету, транслировать определённые ценности. Убеждён, что дети, видя эту информацию, воспринимают и впитывают её.
Особого внимания требуют учебные кабинеты, при всей специфике каждого из них и предпочтениях и вкусах учителя-хозяина есть нечто общее: класс — это рабочая комната, в которой всё должно способствовать продуктивной учебе, а не отвлекать внимание, следует избегать пестроты, перегрузки пространства наглядными пособиями, не имеющими к уроку отношения.
К оформлению кабинетов в разных школах разное отношение. Есть руководители, которые считают, что все кабинеты должны выглядеть в едином стиле. Другие придерживаются иной точки зрения: главное – творческий подход, направленный на развитие школьников. Считаю, что оба подхода имеют право на существование. Но большинство руководителей всё‑таки приветствует единый стиль. Важна оптимальность организации пространства стен. Плакаты и стенды в кабинете нужны для того, чтобы в упрощённой и обобщённой форме предоставить сведения в различных областях знаний с необходимым иллюстративным материалом. Очень уместны и органичны элементы, которые отражают успехи и достижения класса, интерес к учебе пробуждают игровые задания.
Неотъемлемым атрибутом практически каждого кабинета является стенгазета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жёстких правил. Основное в газете – это интересный фактический материал. Иллюстрации должны отвечать таким требованиям, как: документальность, неопровержимость, правдивость, точность, актуальность, выразительность, понятность и доступность. Низкое качество иллюстраций, сложность образа снижает эффективность воздействия.
Одно из главных условий успешного обучения – это мотивация учения. Стены тоже могут мотивировать, для этого используют лаконичные мотивирующие фразы, подкреплённые яркими образами, например: «Через год ты будешь жалеть, что не начал сегодня», «Сегодня никогда не повторится», «Будущее зависит от того, что ты делаешь сегодня», «Учись!», «Думай!», «Твори!», «Изобретай!», «Создавай!», «Исследуй мир!», «Делай этот мир лучше!», «Успех – это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах», «Если ты хочешь свернуть горы, начинай с маленьких камешков».
Сегодня практически в каждой школе есть столовая, актовый зал, библиотека. Это зоны разного назначения, где дети находятся ежедневно. Поэтому такие помещения требуют особенного эмоционального наполнения. Основное требование к стенам в таком случае – это их презентабельный вид. На стенах в актовом зале хорошо смотрятся панно на тему искусства, фотографии, отражающие проведённые торжественные мероприятия, праздники, вечера, собрания, встречи. Необходимо точно продумать оформление задника.
Атмосфера школьной столовой должна всячески стимулировать к приёму пищи. Для стен столовых лучше всего подходят жизнерадостные тона. Хороши репродукции натюрмортов, пейзажных зарисовок, графика, декоративные фрагменты. Однако интересное оформление столовой сработает только тогда, когда будут соблюдаться два обязательных условия — чистота и гигиеничность.
Оригинальным и ярким должно быть оформление стендов школьной библиотеки, погружающих в мир книг. Очень ценно, если библиотека знакомит со всеми новинками и писательскими юбилеями.
Стильно и вдохновляюще, с учётом функциональности нужно постараться оформить и остальные помещения: гардероб, спортивный зал, музеи.
Гармоничность в оформлении школьных стен, их умная наполненность — одна из трудных задач. Но именно её решение и даёт наибольший результат на пути к гармоничному образовательному пространству в целом.
Николай Рухленко,
первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области